Бюджетно-налоговая политика государства

Фискальная политика представляет собой воздействие на экономические процессы, сектора, отрасли и субъекты экономики через налогообложение и государственные расходы, с целью обеспечения устойчивого экономического роста в условиях высокой занятости и низкой инфляции.

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) направлена на стимулирование деловой активности во время экономического спада путем увеличения государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) направлена на сдерживание деловой активности во время экономического роста (перегрева экономики) путем сокращения государственных расходов. Основой действия этих механизмов является мультипликатор государственных инвестиций (расходов), предложенный Дж.М. Кейнсом.

Изменение налогов также влияет на равновесный доход. Снижение налогов приводит к росту потребления, однако не на всю величину данного снижения, а только на ту часть, которая направлена на потребление. Роста потребления от снижения налогов на долю сбережений не произойдет. Этот эффект в экономике называется налоговым мультипликатором, который показывает величину изменения совокупного дохода в ответ изменения налогов на одну единицу: mt = Y/T

Механизм налоговой мультипликации представляет собой многократную реакцию потребления на однократное изменение налогов. При снижении налогов растет располагаемый доход, вследствие чего растут и совокупные расходы, чем ниже ставка налогообложения, тем выше мультипликативный эффект.

Государство может проводить дискреционную фискальную политику, которая представляет собой маневрирование налогами и государственными расходами. Если происходит увеличение государственных расходов без повышения налогов, то возникает эффект, аналогичный росту инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на равновесный уровень национального производства, а также образуется дефицит бюджета и государство вынуждено принимать меры по его сокращению. Если произойдет уменьшение налогов без сокращения государственных расходов, то, то возникнет бюджетный дефицит, вызванный сокращением налогов и мультипликационный эффект проявится в меньшей степени, чем от государственных расходов. Из двух рассмотренных вариантов первый является более предпочтительным для экономики.

Дискреционную политику, которая является частью антициклического регулирования, дополняет её недискреционная форма, основанная на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое увеличение поступлений в государственный бюджет в период роста экономики и автоматическое сокращение в период спада. Основные встроенные стабилизаторы – это автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей. При спаде в экономике налоговые поступления в бюджет сокращаются, а интенсивность потоков трансфертных платежей увеличивается. Это оказывает непосредственно стабилизирующее воздействие на совокупный спрос.

Бюджетно-налоговая политика в формировании государственного бюджета

Трудно переоценить значимость и важность государственного бюджета для экономического и социального развития государства, да и в целом для функционирования воспроизводственного процесса в стране. Государственному бюджету российскими учеными даются различные определения, но все они сводятся к единому мнению, что государственный бюджет-это основной финансовый план государства, являющийся важнейшим инструментом, координирующим экономическую жизнь страны.

С помощью бюджета финансовые ресурсы страны размещаются во всем народном хозяйстве в соответствии с проводимой в государстве на определенный момент, бюджетно — налоговой политикой. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджете направляются на развитие производительных сил общества, способствуют техническому прогрессу, а также усилению экономического потенциала государства. Средства, передаваемые из государственного бюджета используются в различных сферах экономической деятельности, для всех позитивных явлений.

Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.

Бюджет, являясь финансовой базой деятельности государства, позволяет отслеживать поступление доходных источников (налоговые, неналоговые, платежи, займы и т.д.) и контролировать расходование этих средств на различные нужды общества.

Налоговые ставки, размеры займов, неразрывно связаны с процессом производства и воспроизводства, и тем самым зависят от валового внутреннего продукта страны. Все это является основой тесной взаимосвязи между производственным процессом, налоговой и бюджетной политикой государства.

Отсюда следует, что все проблемы, связанные с бюджетов зависят от доходов бюджета, а так как основным источником формирующим доходную базу являются налоги, то состояние кредитных и налоговых отношений предопределяют основу бюджета, а они в свою очередь напрямую зависят от производственного процесса.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы формирования государственного бюджета связаны с проблемами в системе производства и обращения.

Органы государственной власти перераспределяя ВВП реализуют функцию государства по социальному перераспределению, финансируя различные социальные программы и функцию по поддержанию качественного уровня жизни граждан.

Таким образом, отметим основные функции бюджетной политики государства:

— во-первых, через фискальную функцию создается финансовый базис бюджетной системы страны, тем самым обеспечивая формирование и развитие государства в целом;

— во-вторых, через главный финансовый инструмент, т.е. налог, государство реализует функцию регулирования экономики и осуществляет свою экономическую политику;

— в третьих, государство, перераспределяя общественные ресурсы между звеньями и отраслями экономики, а также между различными слоями населения выполняет социальную функцию, поскольку идет процесс перераспределения национального дохода, реализуя при этом исполнение социальных обязательств перед населением.

На выбор определенного варианта решения в области налоговой политики влияют: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; протекционистская политика на предприятиях государственного и приватизированного сектора.

Бюджетная политика является главным структурным подразделением финансовой политики государства. Под бюджетной политикой понимают целый комплекс мероприятий, обеспечивающих сбалансированность доходной и расходной частей бюджета, а также целенаправленные действия органов государственной власти и правительства, направленные на обеспечение общегосударственных потребностей. Бюджетно-налоговая политика направлена на укрепление и эффективное развитие экономики, но на сегодняшний день эта цель трудно достижима, в связи с сложившейся ситуацией в России. Оценить сложившуюся ситуацию можно только изучив главные финансовые категории, такие как доходы и расходы бюджета, неразрывно связанные с ними дефицит и профицит, а также имеющиеся источники финансирования дефицита бюджета.

Цели и задачи бюджетно – налоговой политики. Основные инструменты налоговой политики государства

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой политику государственного регулирования экономики с помощью применения налогов и государственных расходов.

Целями бюджетно – налоговой политики являются:

— политика стабилизации (приближение реального объема ВНП к потенциальному, высокий уровень занятости и т.п.);

— политика экономического роста(сохранение темпа роста ВНП);

— политика ограничения деловой активности (направлена на уменьшение темпов роста ВНП, проводится на стадии экономического подъема, достигнувшего потенциального уровня).

Основные задачи бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического развития, достижение высокого уровня занятости и низких темпов инфляции.

Основной ресурс данной политики — это государственный бюджет. При этом используются следующие инструменты:

— государственные закупки товаров и услуг;

— налоги (обязательные платежи домохозяйств и фирм в пользу государства);

— трансфертные платежи (выплаты государства социального характера).

Основные инструменты налоговой политики государства представлены на рисунке 2.

Важную роль в осуществлении налоговой политики государством имеет налоговая ставка, которая относится к области регулирования доходов.

Она представляет собой процент налоговой базы или ее части, где денежная оценка является величиной налога. Государство может осуществлять налоговое регулирование изменяя или корректируя налоговую ставку, но не изменяя всего массива налогового законодательства. Например, в 2017 году, в соответствии с последними изменениями, изменилась ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на поездах дальнего следования по территории РФ. Ранее применялась ставка 10%, а с 2017 года – 0%. Произошли изменения в отношении акцизов, с 2018 года возросли ставки на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия.

Огромный эффект от проведения налоговой политики достигается благодаря дифференциации налоговых ставок, чтобы определить категории налогоплательщиков в различных регионах и различных отраслях. Из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. К ним можно отнести виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (большие, малые, средние предприятия), для кого выполняются работы или услуги (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.), место расположения (удаленные, малозаселенные) и так далее. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Основным из последних новшеств в налоговой политики РФ является введение налога для самозанятых. С 2019 года для самозанятых введут единый платеж с выручки, куда войдут налог и страховые взносы. Перечисления будут производиться в Фонд ОМС.

Минфин ориентируется на работников, которые зарабатывают для себя более 800 тыс. рублей ежемесячно при условии работы 12 месяцев в году без отпуска. Сбор составит 3% при оказании услуг физическому лицу и 6% — юридическому.

Предполагается, что с профессионального дохода физлиц, которые не имеют наемных работников, будет взиматься автоматизированный сбор с помощью мобильного приложения.

Для потребителей услуг самозанятых готовится госпрограмма лояльности, которая предполагает несколько вариантов: налоговый вычет или баллы, которые можно будет реализовать для погашения обязательств. Гражданам придется требовать у самозанятых чеки за оказание услуг.

Введение платежа зафиксировано в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», порядок перечислений согласован с налоговой службой. Пилотный проект по применению налогового режима пройдет в отдельных регионах в течение пяти лет.

Просмотров 2 717

Понятие фискальной политики

Фискальная политика (или бюджетно-налоговая) — это государственные меры воздействия на внутренний рынок для обеспечения его стабильности за счет изменения объема правительственных доходов и расходов.

Вмешиваясь в процесс функционирования народного хозяйства, государство преследует несколько основных целей:

  1. уменьшение кризисных явлений в экономике;
  2. поддержание устойчивого роста производства и потребления;
  3. обеспечение большей вовлеченности ресурсов (в особенности, трудовых для устранения безработицы);
  4. сдерживание роста цен.

Инструменты фискальной политики

Для достижения вышеперечисленных целей государством используются:

  • налоги — обязательные платежи граждан, предприятий и организаций в бюджет в размерах и в сроки, установленные законодательством;
  • трансферты — предоставление государством производителям на безвозмездной основе денег, материальных ценностей каких-либо прав или компенсаций в качестве финансовой поддержки;
  • госзакупки — покупка государством определенного объема отечественных товаров или услуг за счет бюджетных денег.

Методы бюджетно-налоговой политики

Чтобы в нужном направлении скорректировать ситуацию в народном хозяйстве, госорганы определенным образом вызывают изменение двух экономических величин: совокупного спроса и совокупного предложения.

Воздействие на совокупный спрос

Для изучения механизма этого воздействия следует обратиться к формуле совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn

где AD – совокупный спрос,

С – расходы потребителей,

I – инвестиции,

G – государственные расходы,

Xn – чистый экспорт

Нетрудно понять, что рост госзакупок (G) прямо пропорционально повышает совокупный спрос. Налоги и трансферты воздействуют на него косвенно, посредством изменения уровня затрат на потребление и инвестиции.

Так, расширение трансфертных выплат определяет повышение спроса:

  • социальные выплаты обеспечивают рост дохода граждан и увеличение потребления (С);
  • выплаты и компенсации предприятиям и организациям ведут к росту финансовых возможностей последних и к увеличению размера инвестиций (I).

Аналогичным образом сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Регуляторная функция налогов проявляется в обратном порядке. При их повышении располагаемый доход потребителей уменьшается, что влечет сокращение расходов. Производители, вынужденные платить выросшие налоги, теряют часть нераспределенной прибыли и снижают объем инвестиций. Оба эти фактора обуславливают снижение совокупного спроса.

Влияние на совокупное предложение

Предложение на рынке формируют производители продукции и услуг. Поэтому определяющее влияние на этот экономический показатель оказывают налоги и трансферты. Государственные закупки в этом процессе особой роли не играют.

Налоговые платежи включаются в себестоимость продукции, поэтому их повышение влечет сокращение производства. Льготы и компенсации, напротив, способствуют расширению производственных мощностей и, как следствие, рост предложения на рынке. За счет увеличения объема поставок большинством производителей растет совокупное предложение.

Выстраивая должным образом политику установления налогов и компенсаций, руководство страны может корректировать экономическую ситуацию. Этими методами широко пользуются все развитые страны.

Тематическое видео доступно по ссылке:

Социальная политика. Сущность и основные направления.

Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий. Поскольку в любом обществе конечной целью производства является удовлетворение потребностей людей, обеспечение определенного уровня потребления населения — основная цель социальной политики. Следует учитывать, что в обществе есть люди, нуждающиеся в поддержке государства — дети, люди преклонного возраста, инвалиды, безработные.

Уровень потребления членов общества определяется такими факторами, как размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д. При этом в условиях рыночной экономики инфляция, кризисы ведут к увеличению безработицы и падению уровня жизни населения. Целями социальной политики являются нейтрализация негативных последствий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий жизни для всех членов общества. На обеспечение эффективной занятости населения и регулирование доходов должна быть направлена деятельность государства. Государство создает условия для роста уровня жизни, повышения доходов малоимущих членов общества. Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям.

Первое направление предполагает, что часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда.

Второе направление связано с регулированием доходов, приостановлением социального расслоения, снижения уровня жизни, бедности. Это определяет приоритеты в социальной политике, связанные со стабилизацией уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.

Третье направление заключается в том, что проводимые социальные выплаты неимущим слоям населения не имеют связи с трудом данного работника. Здесь важное значение приобретает проблема определения категорий населения, которые имеют право на социальную помощь.

При этом государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

Таким образом, социальная политика решает задачи, обеспечивающие создание условий для роста благосостояния каждого человека и общества в целом, формирование экономических стимулов людей для участия в общественном производстве, воспроизводство оптимальной структуры общества, создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей.

Следует учитывать взаимосвязь между социальной политикой и уровнем экономического развития общества. Так как решение задач социальной политики определяется экономическим развитием страны, то она выступает как фактор экономического развития, связанный с реализацией творческого потенциала трудовых ресурсов общества. Поэтому пределы социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом. Если социальные выплаты превращаются в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов. В таком случае границы участия государства в реализации социальной политики определяются, прежде всего, состоянием экономики. При определении объемов и сроков социальных выплат необходимо учитывать негативные последствия. Так, например, при социальной помощи безработным важно установить объем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить у них стремление поиска работы.

Социальная политика базируется на следующих принципах:

  • Всеобщность;

  • гибкость системы социальных гарантий;

  • наличие ресурсного обеспечения социальной политики.

Практическая реализация этих принципов осуществляется путем формирования эффективной системы социальной защиты. Основными элементами этой системы являются: формирование и поддержание развития и реализация способностей человека, контроль общества за уровнем доходов, компенсация и индексация доходов населения, осуществление трансфертных выплат и др.

Функции социальной политики проявляются в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, созданию условий для роста благосостояния всех членов общества, системы социальной защиты населения, регулированию доходов и занятости трудоспособного населения.

В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсации и индексации текущих доходов.

Для учета уровня жизни населения используется показатель индекса стоимости жизни, который отражает изменение индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление среднего жителя страны. Он отражает ценовые изменения основных элементов потребительских доходов. Для исчисления индекса стоимости жизни производится определение структуры семейных расходов («потребительской корзины») и выведение на этой основе товарных коэффициентов.

Доходы населения, проблема неравенства доходов.

Одним из направлений реализации социальной политики государства является регулирование доходов населения. Доход представляет собой сумму денежных средств, зарабатываемую и получаемую членами общества в течение года. Уровень доходов каждого человека является одним из основных показателей его благосостояния, поскольку определяет возможности удовлетворения потребностей. Для изучения уровня жизни, процессов дифференциации доходов по группам населения и роста сбережений используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход — доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение цен.

Номинальный доход включает заработную плату, доход от собственного хозяйства, доходы от предпринимательства (прибыль), доход от собственности (проценты по вкладам, ренту и т.д.), трансфертные платежи (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию). На величину доходов оказывает влияние размер заработной платы, владение собственностью, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами, налоги.

Величина доходов и их распределение определяют уровень жизни населения. Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными благами. При этом следует подчеркнуть, что уровень жизни определяется не только объемом и количеством производимых и потребляемых благ и услуг, но и степенью различий в материальной обеспеченности населения.

На практике в целях определения минимального уровня жизни, черты бедности проводится расчет прожиточного минимального уровня, который представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей человека. Прожиточный минимум служит также для обоснования минимального уровня заработной платы, который характеризует порог бедности. Поэтому обеспечение минимального прожиточного уровня населения является важнейшим направлением деятельности государства.

Формой реализации этого направления является распределение денежных средств и материальных благ и услуг посредством трансфертных выплат и реализации государственных программ по стабилизации доходов. При этом следует учитывать тенденции дифференциала доходов от трудовой деятельности и доходов, получаемых от собственности на имущество, ценные бумаги и факторы производства.

Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения чаще используют децильный коэффициент или кривую Лоренца. Кривая Лоренца характеризует неравномерность распределения доходов. Чтобы построить кривую, по горизонтальной оси откладывают долю всего количества семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть населения (или часть семей). Соединение долей дохода и семей в общем доходе для различного процента семей дает кривую Лоренца ОАВСДЕ, отражающую фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами людей. Если бы в экономических системах существовало абсолютное равенство в распределении доходов, например 20 % беднейшего населения получали 20 % совокупного дохода, 40 % населения — 40 % дохода и т.д., все точки расположились бы на прямой ОЕ, построенной под углом 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. Таким образом, реальное распределение будет характеризоваться кривой ОАВСД Е

Р и с. Кривая Лоренца

Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отклоняется от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот. Степень экономического неравенства в каждой стране может быть измерена как площадь между кривой Лоренца этой системы и линией абсолютного равенства.

Так, если вычислить площадь, образованную прямой ОЕ и кривой ОАВСДЕ (заштрихованная область), и разделить ее на площадь треугольника ОЕF, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Рыночное распределение доходов не гарантирует членам общества равных доходов и одинакового благосостояния. В этом и состоит социальная «несправедливость» рынка. Это связано с возрастанием роли факторов, которые обусловливают различия в доходах населения и повышении эффективности производства. Тот, кто обладает большей собственностью, получает большую заработную плату и заинтересован в повышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальное неравенство.

Таким образом, неравенство доходов является обязательным условием эффективного функционирования рыночной экономики. Поэтому государство должно вторгаться в сферу перераспределения доходов, учитывать проблемы равенства и справедливости, ослаблять социальную напряженность в обществе и экономическое неравенство. Социальное равенство предполагает не только равенство перед законом в отношении к средствам производства, равные возможности охраны здоровья, получения образования, но и приобретения социальных благ пропорционально заслугам. Как показывает исторический опыт, уравнительное распределение в обществе приводит к нищете.

Государство должно поддерживать социальную справедливость. Решение этой задачи предполагает контроль со стороны государства над доходами и прогрессивное налогообложение высоких доходов, наследства, дарений, ликвидацию необоснованных привилегий, формирование новой системы налогообложения.

В западной экономической теории выделяют четыре вида справедливого распределения и перераспределения доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.

Эгалитарное распределение означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.

Роулсианское распределение предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарное распределение основано на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночное распределение предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Выбор вида справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также историческими и национальными особенностями развития общества.

Понятие «социальная защита» означает политику государства, стремящегося обеспечить нормальные условия жизни гражданам, в первую очередь тем группам населения, которые находятся в сложном материальном положении.

1. Понятие о бюджетно-налоговой политике

2. Цели данной политики:

А) Экономический рост

Б) Полная занятость населения и ресурсов

В) Стабильность цен

Г) Сдерживание инфляции

3. Инструменты данной политики:

А) налоги

Б) расходы государственного бюджета

4. Механизмы налогового регулирования:

А) снижение налогов при спаде производства для поддержки предприятий

Б) выдача налоговых льгот для некоторых предприятий

В) повышение налогов для пополнения гос.бюджета

5. Механизмы бюджетного регулирования:

А) повышение государственных расходов через гос.заказ для поддержки ключевых предприятий

Б) максимальное сокращение расходов гос.бюджета («затянуть пояса»)

6. Эффективность бюджетно-налоговой политики в РФ

Денежно-кредитная (монетарная) политика

1. Понятие о денежно-кредитной политике

2. Цели данной политики:

А) Экономический рост

Б) Полная занятость населения и ресурсов

В) Стабильность цен

Г) Сдерживание инфляции

3. Инструменты данной политики:

А) учетная ставка процента

Б) норма банковского резерва

В) операции на открытом рынке

Центральный Банк отвечает за денежно-кредитную политику

5. Виды денежно-кредитной политики:

А) стимулирующая (понижение учетной ставки, банк.резервов и др).

Б) сдерживающая (повышение учетной ставки, банк.резервов и др).

6. Эффективность денежно-кредитной политики в РФ

Семейная экономика (семейный бюджет)

1. Номинальный и реальный доход семьи

2. Способы пополнения доходной части:

А) Заработная плата

Б) Процент по депозиту (вкладу)

В) Доходы от предпринимательской деятельности

Г) Доходы от собственности

Д) Трансферты (пособия, пенсия, стипендия, подарки)

3. Расходы семьи:

А) коммунальные услуги

Б) налоги и сборы, возврат кредита, страховка

В) транспортные расходы

Г) продовольствие, одежда

Д) лечение, образование, отдых и др.

4. Типы семей по доходам:

А) с фиксированной ставкой

Б) с переменной ставкой

5. Влияние инфляции на доходы семьи

6. Государственная поддержка семьи в РФ

Мировая (международная) торговля

1. Этапы развития мировой торговли

2. Процессы в мировой торговле:

А) экспорт

Б) импорт

Ценообразование (спрос и предложение) в мировой торговле

4. Государственное регулирование внешней торговли:

А) фритредерство

Б) протекционизм

5. Теории мировой торговли:

А) физиократия

Б) меркантилизм

В) теория абсолютных и относительных преимуществ и др.

6. Место РФ в мировой торговле:

А) главный поставщик энергоресурсов

Б) преимущества и недостатки экономики РФ в масштабах мировой торговли

В) Зависимость от импорта в сфере высоких технологий и др.

Экономический цикл и экономический рост

1. Понятие экономического цикла

2. Фазы экономического цикла:

А) спад (кризис)

Б) депрессия (дно)

В) оживление

Г) подъем (пик)

Цикличность развития присуще рыночной экономики, связанной с кризисом перепроизводства

4. Причины цикличности:

А) внутренние причины (колебания спроса и предложения, монетарная и фискальная политика государства и др).

Б) внешние причины (войны, мировой экономический кризис, цены на энергоносители и др).

Связь экономических циклов с экономическим ростом

6. Пути экономического роста:

А) интенсивные

Б) экстенсивные

7. Приоритет интенсивного экономического роста в современном мире

Из­ме­ри­те­ли эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти

1. Понятие об измерителях экономической деятельности

Функции макроэкономических показателей

А) представить направления развития народного хозяйства, причины неудач и достижений

Б) измерение объемов производства за определенный период

В) предоставление данных для осуществления прогнозирования и др.

3. Основные макроэкономические показатели:

А) ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

Б) ВНП

В) НД

Г) ЧНП и др.

4. Макроэкономические показатели РФ в 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *