Четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС до

Лариса Карапетян
Четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС до

1. Познавательное направление

2. Информационно-аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

Познавательное направление — направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей

практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

• общие, групповые собрания;

• консультации и индивидуальные беседы;

• выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;

• совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

• открытые занятия;

• мастер-класс;

• семинары;

• открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, которая отличается от семейной;

• сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;

• совместное создание предметно-развивающей среды;

• телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей);

• утренние приветствия;

• семейные проекты.

Информационно-аналитическое направление

Вся работа направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

анкетирование; тестирование; личные беседы.

Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.

Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Важные моменты:

все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать праздники, которые можно закончить чаепитием.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

• развлечения;

• праздники

• празднование дней рождения;

• выставки;

• акции;

• конкурсы к традиционным праздникам;

• дни добрых дел.

Перспективы работы мы видим в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника и других проверок, в МДОУ разнообразны, современны.

Необходимо ввести еще и такие нововведения:

• Дни открытых дверей;

• Родительская почта;

• Мероприятия, организованные по инициативе родителей;

• Гость групп.



Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

«Социальное партнерство — это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа — семья — социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа — центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса.

В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить:

– взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,

– социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Составляющей частью основной общеобразовательной программы школы является программа духовно-нравственного развития. Частью данной программы является проект «Взаимодействие школы и управляющего совета с учреждениями социума», представляющий конкретный вариант вовлечения школьного учреждения в систему социального партнерства.

Цель проекта: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.

Задачи:

  1. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.
  2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
  4. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат:

  1. Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.
  2. Рост психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
  3. Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.
  4. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях:

– Информационное;

– Образовательное;

– Культурно-просветительское;

– Здоровьесберегающее;

– Профориентационное.

Информационное:

За период с сентября 2013 г. по февраль 2014 г. проведены общешкольные родительские собрания на темы: «Безопасность детей»; «Роль родителей в формировании здорового образа жизни у учащихся»; «Формирование толерантности у обучающихся, здорового образа жизни»; «Здоровье в твоих руках», «Взгляд в будущее»; «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете»; «Здоровое поколение — наше будущее». В проведении родительских собраний помогают Управляющий совет школы. А также социальные партнеры: Центр медицинского консультирования, Городская больница № 1.

Образовательное:

Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы:

– учебная деятельность,

– воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в конкурсных мероприятиях, предоставление характеристик и актов обследования жилищно-бытовых условий опекаемых, работа с неблагополучными семьями, защита имущественных прав детей, участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и другие формы работы в рамках сотрудничества. В этом нам помогают координировать деятельность Департамент образования муниципального образования г. Сургута. Также социальными партнерами в этом направлении являются: Центр интеллектуального развития «Ювента», Центр детского творчества, Музей воинской славы, Центр технического творчества, Станция Юных натуралистов, музей Сургутского моста, галерея Стерх и другие.

Культурно-просветительское:

Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Фестиваль приключений, фестиваль «Жизнь без иллюзий», Уроки фольклора, тематические праздники, походы в кинотеатр, и другие мероприятия культурно-просветительского характера. В этом вопросе социальными партнерами являются культурные центры и подростковые клубы: Центр Досуга «Нефтяник», Центр национальных культур, Дворец культуры и кино «Аврора».

Здоровьесберегающее:

Это диагностика здоровья учащихся, профилактическая работа, уроки здоровья. В этом направлении у нас налажено очень тесное сотрудничество с Центр медицинской профилактики. Также реализуются программы профилактического характера совместно с Центром «Доверие», формирование духовно-нравственных ценностей и профилактика.

Профориентационное:

– Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию профессии; — Организация и проведение экскурсий.

В данном направлении наши помощники, социальные партнеры: Сургутский государственный педагогический университет, Центр доверие, организации «Тюменьэнерго», «Газпром трансгаз».

Хочется отметить, что и наша школа отвечает социальным партнерам взаимностью: выставка рисунков, праздничные поздравления наших социальных партнеров, статьи о взаимном сотрудничестве на сайте школы, в средствах массовой информации. В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров. Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Наше социальное партнерство предоставляет институтам социума стать более активными участниками в делах школы, в вопросах софинансирования, в расширении доступности образования и повышения его эффективности.

Литература:

  1. Заславская О. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. // Журнал «Народное образование» — 2006. — № 2 — с. 43.
  2. Камалиев Н. З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2005. — № 2 — с. 42–46.
  3. Савенков А. Секреты жизненного успеха. // Журнал «Директор школы» 2004. — № 10. — с. 48.
  4. Сухорукова А. С. Управление сотворческими процессами. // Библиотека журнала «Директор школы», 2000. — № 8.
  5. Филиппова Е. Ф. Социальное партнерство — условие развития школы. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2004. — № 6 — с. 38–41.
  6. Фомина Е. Общественно-ориентированное образование и общественно — активные школы в России. // Журнал «Народное образование» — 2005. —с.32–36.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс: К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся:.. Читайте статью в К+.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 37.037

Иванюк М. Н.

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

Научный руководитель: Ситак Л.А.

к.п.н., доцент Психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ОСОБАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с учебным сотрудничеством в процессе обучения между учителем и обучающимся, рассматриваются факторы, способствующие формированию педагогической технологии «педагогика сотрудничества».

Ключевые слова: общение, взаимопонимание, сотрудничество.

Интернет прочно вошел в жизнь людей, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации. Виртуальное общение в настоящее время все больше затягивает в свои сети людей, которые потом перестают между собой общаться в реальности. С каждым годом все больше людей от самого юного до пожилого возраста не желают отрываться от своих гаджетов. Как следствие, у таких людей деградирует речевая активность.

Живое общение имеет уникальные особенности, а именно, можно увидеть своего собеседника, пронаблюдать за его реакцией при общении, за его мимикой и жестами, что не может обеспечить интернет общение. Именно поэтому необходима перестройка учебного процесса, создание новаторской технологии.

Источниками педагогических технологий являются достижения наук, передовой педагогический опыт, все самое наилучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Одной из педагогических технологий, основанной на гуманизации и демократизации педагогических технологий является педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества описана в работах теоретиков психологии 50-60-х гг. (Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), передовых практиков школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского и др.). Педагогика сотрудничества — это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Концепция технологии, называемой «педагогика сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов — групп тезисов-идей в «Учительской газете» . Становлению технологии «педагогики сотрудничества» способствовали три фактора: диалог как основная форма учебного взаимодействия, проблематизация содержания образования и рефлексивная активность учащихся и учителей. Педагогика сотрудничества, как специальным образом организованная социально-педагогическая среда, требует для своего развития реализации в образовательном процессе межличностного взаимодействия его участников, различных форм соуправления учащихся, эмоциональность, гуманитаризацию и гуманизацию содержания и среды обучения и другие психолого-педагогические условия .

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

В качестве форм учебного сотрудничества различают сотрудничество со сверстниками, сотрудничество с учителем и сотрудничество с самим собой . Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования коллективного субъекта учебной деятельности, из которого формируется индивидуальный субъект. Главными положительными аспектами сотрудничества со сверстниками являются: осмысление себя и своих действий по отношению к другим участникам совместной деятельности; умение терпимо относится к чужому мнению, стремление понять чужую точку зрения, даже если она противоречит собственной; сопереживание, умение обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместного действия; умение проявлять инициативу в поиске недостающей информации; готовность предложить партнёру план общего действия; стремление решать конфликт не агрессивно, а рационально, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке партнера.

Сотрудничество со сверстниками является условием развития умения сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи обнаруживает причины своей неумелости и указывает их учителю.

Умение ученика вступать в отношения сотрудничества с учителем становится условием формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию. Поэтому необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало обе формы взаимодействия: сотрудничество ребёнка с учителем и с другими учениками.

Процесс воспитания представляет собой процесс формирования развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание личности .

Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее к сотрудничеству с самим собой, сегодня думающим иначе, чем вчера. В сотрудничестве появляется возможность реализовать основные проблемы, а именно, обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку и мотивацию обучения, необходимую любому человеку, а особенно первокласснику. Сотрудничество отличается наибольшей продуктивностью обучения, т. к. при взаимодействии со сверстниками материал усваивается быстрее. Помимо традиционных составляющих содержания начального обучения детьми осваиваются социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация.

Неотъемлемой частью сотрудничества является развитие уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека, как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. Поэтому на уроке есть место всем формам сотрудничества .

Таким образом, «педагогика сотрудничества» предполагает позицию учителя не вне, а внутри системы обучения, т.е. педагог выступает как консультант, организатор среды обучения, своеобразный посредник между ребенком и социальным опытом в форме культуры. Особо важно при этом отметить, что решающее влияние на учащегося осуществляется не через информацию, слово педагога, а через его личность и воспитательное воздействие.

Неформальный стиль преподавания освобождает педагога от утомительной роли всезнайки, но заставляет его принять не менее трудную роль человека, который может ошибаться. Таким образом, педагогика сотрудничества декларирует межличностное, а не формально-ролевое.

Описанные идеи являются фундаментом для других педагогических технологий, ее можно смело называть «проникающей» технологией, осуществляющий толчок для воплощения нового педагогического мышления.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.2010.- 448 с.

3. Полат Е. С. Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования 2008. — 272 с.

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ,2011, — 172 с. («педагогический колледж- педагогический вуз») ; Монография. — М, 2003, 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ситак Л. А. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры будущих педагогов.// Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 66-70.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *