Содержание
Организация финансового анализа в учреждении здравоохранения
Комплексный анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений:
1. включает в себя анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и
2. является необходимым условием повышения эффективности деятельности.
Комплексный анализ деятельности необходим для:
1. установления конкурентных позиций организации,
2. выбора ею видов деятельности,
3. способов предоставления услуг, обеспечивающих спрос со стороны потребителей.
В условиях рыночной экономики особенно важно определять финансовую устойчивость организации.
Финансовая устойчивость организации определяет состояние финансовых ресурсов, при котором организация может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования:
1. обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации товаров, услуг,
2. а также произвести затраты по расширению и обновлению производственной базы.
Документально-информационной основой анализа финансового состоянияи хозяйственной деятельности организаций служат данные бухгалтерского учета (документы финансовой отчетности, баланс организации, учетные ведомости, оперативная документация).
Результатом финансового анализа является:
1. оценка текущего состояния организации, ее имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота капитала, доходности используемых средств,
2. комплексная оценка хозяйственной, коммерческой деятельности, тенденций развития организации, которая служит, связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственной деятельностью.
Аудит – это углубленный финансово-хозяйственный анализ состояния и деятельности организаций, проводимый квалифицированными специалистами, как правило, независимых служб.
Аудит проводится:
1. чаще всего внешними аудиторами,
2. реже собственными, внутренними аудиторами организации.
Различные виды анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.
На рис. 1 представлены составные части анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и круг их пользователей.
Рис. 1. Составные части анализа финансово-хозяйственной деятельности и направления его использования
Обычно в хозяйственной деятельности различают виды учета:
1. финансовый учет и
2. управленческий учет.
Финансовый учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри организации руководством, сообщается внешним пользователям.
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством.
Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на:
1. внешний и
2. внутрихозяйственный анализ.
Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами.
Основой такого анализа выступает в основном официальная финансовая отчетность организации, публикуемая в печати и представляемая заинтересованным лицам, государственным органам в виде бухгалтерского баланса.
Внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самой организации.
На его основе:
· осуществляется контроль за организационной и финансовой деятельностью,
· намечаются пути развития деятельности.
Исходя из разновидностей и целей анализа, можно выделить условно пользователей информации:
· внешних и
· внутренних.
К внешним пользователям информации относят обычно пользователей с:
· прямыми и
· непрямыми финансовыми интересами.
К внешним пользователям информации с прямым финансовым интересом относятся:
1. инвесторы,
2. кредиторы,
3. поставщики,
4. покупатели и клиенты,
5. деловые партнеры организации.
На основе данных публичной финансовой отчетности они делают выводы о том:
· какова прибыльность и ликвидность организации,
· каковы ее финансовые перспективы в будущем,
· стоит ли в нее вкладывать средства,
· имеет ли организация деньги, чтобы выплачивать проценты и своевременно погашать долги.
Инвесторы оценивают потенциальную прибыльность организации, потому что от этого зависит величина вкладываемых в нее инвестиций и получаемого дохода.
Кредитор оценивает потенциальные возможности организации погашать займы, кредиты.
К внешним пользователям информации финансового анализа с непрямым финансовым интересом относятся:
1. государственные органы и внебюджетные фонды,
2. налоговые органы,
3. инвестиционные институты,
4. товарные и фондовые биржи,
5. страховые организации,
6. аудиторы и фирмы, осуществляющие внешний аудит.
Информация о финансовой деятельности медицинских организаций необходима этой группе:
· для контроля за соблюдением обязательств перед государством,
· за правильностью уплаты налогов,
· для решения вопроса о налоговых льготах, о методах и способах приватизации и акционировании организаций.
Органы государственного регулирования на основе результатов анализа финансового состояния вырабатывают обобщенные синтетические оценки, позволяющие судить о положении не только одной или нескольких организаций, но и отрасли в целом.
Кроме того, к пользователям информации, имеющим непрямой финансовый интерес, относятся:
1. консультанты по финансовым вопросам,
2. юристы и юридические фирмы,
3. пресса и информационные агентства,
4. общественность.
К внутренним пользователям финансового анализа относится администрация (аппарат управления) организации. Это собственники и управленческий персонал организации, которые несут ответственность за управление деятельностью медицинской организации и достижение стоящих перед ней целей.
Успешная деятельность администрации во многом основывается на принимаемых управленческих решениях, вытекающих из финансового анализа, дополняемого более общим экономическим анализом.
Актуальность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций обусловлена тем, что:
1. финансовые ресурсы можно быстро трансформировать в другие виды ресурсов (трудовые, материальные);
2. и это требует от руководителей здравоохранения повышения эффективности их использования.
Поэтому финансовый контроль является одной из важнейших функций:
1. государственных и муниципальных органов управления,
2. включая и органы управления здравоохранением.
При осуществлении финансового контроля проверяется:
1. соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельности,
2. экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств.
В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуществляют:
1. законодательные органы государственной власти и местного самоуправления;
2. контрольные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления;
3. ведомственные контрольные органы;
4. органы налоговой службы;
5. контрольные комиссии организаций;
6. аудиторские компании.
Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления финансового контроля законодательными органами Субъектов Федерации и муниципальных образований создаются собственные контрольные органы:
1. Счетная палата Российской Федерации,
2. контрольные палаты,
3. контрольные комиссии.
Они проверяют правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнительной власти и выносят оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.
При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными органами для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреждения) является обязательными.
Законодательные органы государственной власти и муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:
1. предварительный контроль — в ходе подготовки проектов бюджетов и их утверждения;
2. текущий контроль — в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов;
3. последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти и муниципальных образований осуществляют:
1. Министерство финансов Российской Федерации,
2. Федеральное казначейство,
3. финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
4. распорядители бюджетных средств.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и получателей бюджетных средств (учреждений).
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств.
Распорядители бюджетных средств(федеральные министерства и ведомства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого (в соответствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомственных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе учреждениями здравоохранения.
Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля:
1. ревизии;
2. проверка финансово-хозяйственной документации.
Ревизия является наиболее цельным методом контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Ревизии подразделяются:
1. по объему проверки на сплошные и выборочные,
2. по организации на плановые, внеплановые и комплексные (проводимые несколькими контрольными органами).
В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений изучаются вопросы:
1. состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;
2. обоснованность приобретения материальных ресурсов;
3. обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств;
4. правильность начисления и выплаты заработной платы работникам;
5. соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение порядка финансового учета и отчетности.
По окончании проверки контролирующими органами составляется акт проверки, в соответствии с которым:
1. устанавливаются меры по устранению выявленных нарушений и предупреждению их возникновения в организации,
2. а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении правил финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельностикоммерческих организаций, в том числе медицинских, осуществляется органами налоговой службы Российской Федерации.
Целью финансового контроля органов налоговой службы является выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации.
С этой же целью осуществляется налоговыми органами финансовый контроль и учреждений здравоохранения в случае получения ими доходов за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан.
Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля занимают аудиторские проверки, которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности.
Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.
Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств.
Целью аудита является выявление искажений в финансовой отчетности.
По результатам аудита аудиторской фирмой выдается аудиторское заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации.
Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышеперечисленных формах, является важной составляющей мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения.
Правильный отчет состоит из трех частей:
- движение средств от основной деятельности, т.е. то, что приносит бизнес компании, и оплата текущих операций по основному бизнесу
- движение средств от инвестиционной деятельности, т.е. деньги потраченные на покупку основных средств, дополнительного бизнеса или полученные от продажи основных средств или части компании — то, что вы инвестируете в свой бизнес
- движение денежных средств от финансовой деятельности, т.е. деньги, финансирующие развитие бизнеса. То, что вы взяли в кредит, или получили за выпуск акций. А также погашение долгов и выплата дивидендов.
Составив план движения денег на месяц вы увидите хватает ли вам средств на обязательные платежи, такие как зарплата, налоги, кредитные обязательства и сможете перераспределить денежные средства.
Не разорить компанию
Ситуаций, когда из-за недостаточного контроля компания не развивается и недополучает прибыль, множество. И это еще самые легкие последствия. В худшем случае компания несет убытки, выплачивает штрафы, а то и вовсе разоряется. После чего горе-бизнесмены рвут на себе волосы и понимают, что несложный контроль избавил бы их от неприятностей.
Отношения между бухгалтером или финансовым директором и работодателем регулируются исключительно трудовым кодексом. То есть если что-то пошло не так, бухгалтер просто уволится, а вы даже с помощью штрафов не сможете возместить полностью ущерб. Помните, отвечать вам!
Увидеть потери и точки роста
Что делать? Прибыль есть, а денег нет. Это самый частый вопрос от предпринимателей. Работа кипит, все хорошо… а денег хватает впритык на текущие расходы. Есть такой негласный закон – если деньги остаются без контроля, то они будут потрачены все без остатка. Основные управленческие отчеты помогут увидеть слабые места и напрасные траты.
Сохранить хорошие отношения с партнерами
Если партнеров и учредителей в компании больше одного, то, как правило, оперативным управлением компании занимается лишь один из них. Остальные, не занимаясь текущими делами, постепенно перестают понимать, что происходит и куда уходят деньги. И где дивиденды в конце концов?!
Траты им кажутся необоснованными, прозрачность из отношений уходит, а вместе с ней уходят и добрые отношения с партнером. На почве финансовых разногласий разрушилась не одна дружба и не одно партнерство. Между тем, и этого можно избежать, если уметь контролировать положение дел в компании.
Какие отчеты контролировать
Управленческая отчетность – звучит страшнее чем есть на самом деле.
Для начала научимся разбираться всего в трех отчетах:
- Баланс
- Отчет о доходах и расходах
- Отчет о движении денежных средств