Формирование налоговой политики организации

Содержание

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Внесение изменений в учетную политику

Учетную политику утверждают один раз при создании организации (хотя конкретные сроки утверждения учетной политики по налогу на прибыль для вновь созданной организации в НК РФ отсутствуют, полагаем, что все же это лучше сделать не позднее окончания отчетного периода, в котором создана организация). В следующие налоговые периоды ее дополняют или изменяют.

Налогоплательщик изменяет порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

К сведению: решение о внесении изменений в учетную политику при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при обновлении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений его норм.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и зафиксировать в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налого­обложения данных видов деятельности. Об этом говорится в ст. 313 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах;

  • при начале осуществления нового вида деятельности.

В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового налогового периода.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

Вопрос эксперту Можно задавать по Карте Школы бухгалтера Что такое Карта Школы?

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Ситуация 1. Производство с длительным технологическим циклом, если договор не предусматривает поэтапную сдачу работ (услуг)

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

  • Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным. Важно — когда оно начато и когда закончено.

Например, начали производство в декабре 2019 года, а закончили в феврале 2020 года. Получается, что оно захватывает два налоговых периода. А следовательно, это производство с длительным, более одного налогового периода циклом, и надо распределить доход между налоговыми периодами 2019 и 2020 годов.

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

  • Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

  • «доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

  • «доход от реализации <…> работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

  • «расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

  • пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Например, если один из этапов работ начался в IV квартале, а закончился в I квартале следующего года, то доходы и расходы будут рассчитываться по завершении этапа в I квартале следующего года, то есть на соответствующую дату сдачи заказчику этапа выполненных работ в размере их договорной стоимости (Письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24632).

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?

Вопрос. Организация списывает материально-производственные запасы (МПЗ) в производство по средней себестоимости, исчисленной по методу скользящей оценки на момент отпуска материалов. В процессе производства выпускается продукция по гособоронзаказу (ГОЗ) и гражданская продукция. В части исполнения ГОЗ материально-производственные запасы списывают со следующего года по себестоимости каждой единицы.

Может ли организация для МПЗ, приобретаемых для исполнения ГОЗ, в части прямых затрат применять способ по себестоимости каждой единицы, а для МПЗ, используемых для гражданской продукции по средней себестоимости, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения?

Ответ. Давайте начнем с правил бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета для списания МПЗ на затраты организация должна установить в учетной политике метод оценки (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73–76 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости (основной способ);
  • по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

Пунктом 21 ПБУ 5/01 определено, что по каждой группе, виду МПЗ в течение отчетного года применяется только один способ оценки.

В бухгалтерском учете вопрос решается так: надо разделить МПЗ на группы или виды, установить и определить по каждой группе (виду) порядок их оценки, исходя из указанных выше способов.

Но надо понимать, что в случае направления МПЗ из одной группы, вида на разные цели учитывать их разными способами нельзя. Например, если часть МПЗ одного вида используется, как указано в вопросе, на гражданское производство, а другая часть на оборонное, то организации не вправе будут определять в УП разные способы их оценки.

Теперь про налоговый учет. В налоговом учете используются аналогичные бухгалтерскому учету методы оценки МПЗ (п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс не определяет подробные правила применения методов списания МПЗ. Поэтому организациям надо исходить из экономической обоснованности применения методов оценки МПЗ при их включении в расходы и обязательно закрепить эти методы в УП для целей налогообложения. Такую позицию определил и Минфин России в Письме от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51819:

  • «налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения».

Как видим, Налоговый кодекс не устанавливает требование применять единый метод оценки для МПЗ одной группы или одного вида. В этом случае не будет нарушением, если в УП определить различные способы учета МПЗ в зависимости от их целевого назначения. Но тогда придется обеспечить возможность их отдельного учета и (или) хранения, так как без этого невозможно правильно включить в состав расходов стоимость МПЗ при их списании. Надо ли создавать такие сложности? Это должен решать бухгалтер.

Возможно, при выполнении гособоронзаказа действительно придется выполнять особые требования. В остальных случаях, как нам представляется, это не имеет смысла.

4. Создание резерва по сомнительным долгам. Право или обязанность?

Вопрос. Наша организация находится на общей системе налогообложения и является плательщиком налога на прибыль. Обязаны ли мы создавать резерв по сомнительным долгам для бухучета и налогообложения?

Ответ. При ведении бухгалтерского учета вопросом о создании резерва сомнительных долгов задаваться не надо. Такая обязанность прямо установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):

  • «организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации».

Следовательно, образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики, и этот вид резерва необходимо создавать во всех случаях, когда выявлена сомнительная дебиторская задолженность. Исполнение обязанности по созданию резерва сомнительных долгов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

А вот в налоговом учете — это право налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ):

  • «налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам….».

Да и Минфин разъясняет в Письме от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295:

  • «…в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете».

Сразу скажем, что его могут создавать только организации, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления. А как же поступить? Выгодно ли экономически налогоплательщикам создавать резерв по сомнительным долгам?

Понятно, что создание резерва в целом не снижает налоговую нагрузку, а лишь корректирует ее по периодам в зависимости от изменений размера долгов с истекшим сроком оплаты. Если такие долги возрастают, то уменьшается налогооблагаемая прибыль, а если происходит погашение долгов и они уменьшаются, то прибыль увеличивается.

Поэтому в большинстве случаев создание резерва по сомнительным долгам целесообразно.

Возможно, для организаций, которые работают по предоплате и у которых надежные контрагенты, создание резерва по сомнительным долгам не особо значимо. Но ведь экономическая ситуация может быстро поменяться и количество долгов со стороны контрагентов может возрасти.

Рекомендация: бухгалтерам все-таки надо самостоятельно все просчитать и принять решение исходя из особенностей экономической деятельности своих организаций. Кратко рассмотрим порядок образования резерва по сомнительным долгам и его влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль

Действия бухгалтера для создания резерва по сомнительным долгам

  1. Провести на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризацию дебиторской задолженности.

  2. По результатам инвентаризации включить в резерв все долги, образовавшиеся более 90 дней назад, и 50% долгов со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней.

  3. Сумму образованного резерва включить во внереализационные расходы и, соответственно, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Сумму резерва можно использовать только на погашение безнадежной задолженности. То есть если в УП организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, то суммы безнадежных долгов погашаются за счет этого резерва. Если его не хватит, часть безнадежных долгов, не покрытую резервом, можно отнести на внереализационные расходы (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Бесплатные вебинары в Контур.Школе Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика. Расписание вебинаров

Перерасчет резерва делают каждый отчетный период. То есть вновь проводится инвентаризация дебиторской задолженности, и сумма резерва, сформированная по указанным выше правилам, сравнивается с остатком ранее созданного резерва (созданный резерв, уменьшенный на сумму безнадежной задолженности). Если резерв возрос, то разница включается во внереализационные расходы. А если уменьшился, то такая разница увеличит внереализационные доходы.

Пример. Порядок образования резерва по сомнительным долгам

У организации отчетные периоды — первый квартал, полугодие, 9 месяцев. Принято решение создать резерв по сомнительным долгам, решение закрепили в УП, утвердив приказ. На 31.12 предыдущего года проведена инвентаризация дебиторской задолженности, в результате которой выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 4 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 2 млн руб.

Сумма резерва составит 4 млн рублей (4 млн руб. х 0,5 + 2 млн руб.).

В первом квартале образовалась безнадежная задолженность в сумме 1,5 млн руб. Следующей инвентаризацией, проведенной на 31.03, выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 7 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 4 млн руб.

Резерв на 1.04 составит 7,5 млн руб. (7 млн руб. х 0,5 + 4 млн руб.).

Сравниваем сумму созданного на 1.04 резерва с остатком ранее созданного резерва (за минусом части, направленной на погашение безнадежной задолженности):

  • 7,5 млн руб. – (4 млн руб. – 1,5 млн руб.) = 5 млн руб.

Увеличение резерва по сомнительным долгам в размере 5 млн руб. включаем в состав внереализационных расходов.

Важно: в соответствии с НК РФ создать резерв по сомнительным долгам можно только со следующего года (если в текущем году он не создавался). Для этого надо закрепить это решение приказом, подписанном в текущем году.

5. Налоговые вычеты по НДС при экспорте товаров. Надо ли вести раздельный учет?

Вопрос: организация реализует сырьевые товары на территории РФ и за ее пределами, применяя соответственно ставки НДС 20% и 0%. Какой период считать при формировании учетной политики для раздельного учета налоговых вычетов, относящихся к операциям по экспорту:

  • когда произведена отгрузка по ставке 0%; или
  • когда подтверждена нулевая ставка?

Ответ. С 1 июля 2016 года в НК РФ внесли дополнение, разделившие весь экспорт товаров и порядок применения налоговых вычетов на 2 категории:

  1. Сырьевые товары.
  2. Несырьевые товары.

С учетом этих дополнений устанавливать в УП порядок определения НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства экспортируемых товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%, надо только по сырьевым товарам (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ). В Кодексе определены товары, относящиеся к сырьевым, это:

  • минеральные продукты,
  • продукция химической промышленности,
  • древесина и изделия из нее,
  • древесный уголь,
  • жемчуг,
  • драгоценные и полудрагоценные камни,
  • драгоценные металлы,
  • недрагоценные металлы и изделия из них.

Коды видов сырьевых товаров утверждены в Постановлении Правительства РФ от 18.04.2018 № 466.

Рассмотрим две ситуации, связанные с реализацией на экспорт (ставка 0%) сырьевых и несырьевых товаров.

Сырьевые товары на экспорт, ставка 0%

Чтобы применить налоговые вычеты НДС:

  • надо ждать, когда подтвердят ставку 0%. Понятно, что этот порядок отличается от обычного порядка, когда НДС принимается к вычету сразу после оприходования товара при наличии счета фактуры (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Онлайн-курс по НДС Повышение квалификации в Контур.Школе, 46 ак. часов. Удостоверение

Поэтому и необходимо учитывать отдельно те товары, работы и услуги, которые были использованы для производства сырьевых товаров, направляемых на экспорт (ставка 0%). Какие-либо варианты учета полученных для производства товаров на экспорт НК РФ не предусматривает. Поэтому налогоплательщики самостоятельно разрабатывают этот порядок, исходя из экономической обоснованности.

Несырьевые товары на экспорт

Все проще. Никакого раздельного учета входного НДС вести не надо. Сразу, в общем порядке при получении товаров (работ, услуг) от поставщиков НДС на основании счетов-фактур надо включать в книгу покупок и, соответственно, в налоговую декларацию все суммы НДС (абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Налоговая политика компании, как составная часть ее финансовой политики, — это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании. Целью налоговой политики чаще всего является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей не должно являться самоцелью компании. Налоговую политику следует рассматривать как способ улучшения финансового состояний и повышения инвестиционной привлекательности компании. Поэтому снижать налоги в рамках действующего законодательства имеет смысл только в том случае, если это дает прирост свободной от налогообложения прибыли.

Налоговую политику компании следует осуществлять на основе следующих принципов:

· законность — соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налоговой политики;

· выгодность — снижение совокупных налоговых обязательств результате применения инструментов налоговой политики;

· реальность и эффективность — использование возможностей предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных конкретной компании, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением

· альтернативность — рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной компании;

· оперативность — корректировка процедуры налоговой политики компании с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

· понятность и обоснованность — схема должна быть понятна, составные части иметь экономическое и правовое обоснование.

Выбор способов оптимизации налогов включает:

• выбор месторасположения компании;

• экспертизу договора;

• минимизацию налога за счет использования налоговых льгот, вычетов, привилегий и устранения двойного налогообложения;

• выбор способов отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Выбор месторасположения компании включает размещение компании либо ее руководящих органов, филиалов, дочерних зависимых обществ в российских регионах с относительно низкими налогами и в налоговых «гаванях» с особым налоговым режимом.

Экспертиза договора должна быть направлена на предотвращение возможных неблагоприятных последствий. От того, как изложены те или иные условия договора, во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка или рассрочка уплаты налога в бюджет позволяет прежде всего экономить оборотные средства, а в некоторых случаях избежать начисления пени.

Выбор того или иного варианта налоговой оптимизации основывается на тщательных расчетах изменения прямых и косвенных налогов применительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Сущность финансового планирования. Цели, задачи и роль финансового планирования и прогнозирования в системе корпоративного управления.

Планирование и прогнозирование:

· Учение о деньгах, кредите, капитале

· Учение о налогах и государственных финансах

· Учение о финансах частных предприятий

· Учение о финансовой политике и управлении финансами

Финансовое планирование– процесс, включающий анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего фин. планирования, которыми располагает корпорация, прогнозирования последствий принимаемых решений, обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план, оценку соответствия результатов, достигнутых корпорацией, параметрам, установленным в фин. плане. (Р. Брейли, С.Майерс)

Или кратко:

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Формализация финансового планирования (8 принципиальных положений):

Финансовое планирование формализуется:

1. в системе экономического планирования, как паллиатива, обладающая способностью обратного воздействия.

2. через сбалансирование денежных доходов и расходов.

3. в системе финансового плана.

4. через инструменты плана (регламенты составления, формы финансовых планов, балансов, бюджетов, методы расчетов плановых показателей и статей).

5. через оперативное, текущее и долгосрочное денежно-финансовое планирование.

6. как инструмент выработки и практической реализации финансовой политики.

7. в ходе процесса, в системе управления финансами и денежным оборотом, который выступает средством реализации финансовой политики.

8.в ходе оперативного и текущего денежно-финансового планирования.

Методы финансового планирования

1. нормативный (плановые финансовые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов)

2. балансовый или балансовых счетов (согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой)

3. денежных потоков (основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов)

4. оптимизации плановых решений и многовариантности (выбор наилучшего решения из нескольких вариантов плановых решений на основании критериев оптимизации: минимум текущих затрат, минимум времени на оборот капитала и тд)

5. экономико-математического моделирования (построение экономико-математических моделей, отражающих взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, на них влияющими)

также выделяют:

6. экономического анализа (определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей и выявление внутренних резервов предприятия)

7.расчетно-аналитический (на основе анализа достигнутой величины финансового показателя и индексов его отклонения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя)

Методы планирования:

Традиционные:

1. построение производственной функции

2. матрично-балансовые

Современные:

1.динамическое имитационное моделирование

Методы прогнозирования:

Традиционные:

1. эвристическое

2. экономико-математические

Современные комбинированные:

1.метод сценариев

Основные этапы финансового планирования

· уточнение хода исполнения финансового плана за истекший с начала текущего года период и прогнозирование ожидаемого исполнения финансового плана за год;

· сбор и рассмотрение проектируемых показателей на предстоящий год, на базе которых будет производиться система планово-прогнозных расчетов;

· расчеты показателей финансового плана на предстоящий год;

· заполнение формы баланса доходов и расходов предприятия, фирмы, компании и его балансировка по объемам доходов и расходов;

· проверка взаимной увязки объемов источников с их распределением на полное покрытие предусмотренных расходов, платежей и отчислений средств (составление проверочной шахматной таблицы к финансовому плану);

· окончательная балансировка, подготовка комплекта документов финансового плана и его утверждение;

· пересчет утвержденного финансового плана с учетом принятых поправок при утверждении;

· пересчеты финансового плана в ходе его исполнения на новые цены и условия;

· ежеквартальное составление и анализ отчетных балансов доходов и расходов;

· утверждение отчета об исполнении финансового плана за прошедший год.

Среди основных задач финансового планирования можно отметить:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия в целом и центров финансовой ответственности, в частности.

Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца).

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия: посредством него происходит соизмерение реальных финансовых возможностей и затрат за счет взаимосвязи всех статей финансового плана и экономических показателей деятельности предприятия.

Финансовый план — важнейший элемент бизнес-плана.

Финансовая часть бизнес-плана (финансовый прогноз):

• Прогноз доходов (прибылей, убытков, результатов операционной деятельности)

• Прогноз баланса

• Прогноз движения денежных средств (денежных потоков)

Существуют два вида бизнес-планов:

1. внутренний управленческий документ произвольной формы, составляемый с целью повышения эффективности управления предприятием;

2. внешний формальный документ стандартного вида, составляемый с целью презентации бизнес-предложения внешним инвесторам

Структура, содержание и объем финансового раздела зависят от вида бизнес-плана.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования в организации.

Текущее финансовое планирование или бюджетирование является составной частью финансового планирования и представляет собой конкретизацию показателей перспективных планов.

Бюджетирование — планирование, учет и контроль движения денежных средств, и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности предприятия.

Цель бюджетирования состоит в определении суммы и структуры расходов предприятия и его подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.

Бюджетирование является одним из основных инструментов управления предприятием. Оно давно и активно используется в качестве технологии финансового планирования. Однако немногие предприятия рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач.
Бюджетирование как управленческая технология включает три важнейшие составные части:

· технология бюджетирования (виды и формы бюджетов, систему финансово-экономических показателей как основу построения бюджетов, порядок консолидации отдельных бюджетов в единый сводный бюджет);

· организация процесса бюджетирования (формирование фин. структуры предприятия, посредством определения центров фин. ответственности, бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса и тд);

· информационные технологии (оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля).

Система бюджетирования — совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов, контроль их фактического исполнения, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений. Бюджетный процесс на любом предприятии должен начинаться с разработки проекта сводного бюджета.

5 этапов постановки системы бюджетирования:

1-й этап – формирование финансовой структуры.

2-й этап – создание структуры бюджетов.

3-й этап – разработка методик и процедур управленческого учета, формирование учетно-финансовой политики.

4-й этап – разработка регламента планирования.

5-й этап – внедрение системы бюджетирования и проведение сценарного анализа.

Оперативное финансовое планирование, его цели и задачи.

Оперативное финансовое планирование является, совместно с прогнозированием и текущим планированием, составной частью внутрикорпоративного финансового планирования. Оперативные планы разрабатываются на квартал и на месяц, они доводят до исполнителей оперативные задания по всем аспектам финансовой деятельности и финансовую идеологию организации.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

• организация учета временной стыковки ден. поступлений и предстоящих расходов предприятия;

• формирование информационной базы о движении ден. потоков и оттоков;

• ежедневный учет изменений в информационной базе;

• анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

• расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» ден. поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

• расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств фирмы;

• анализ фин. рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных ден. средств фирмы.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Оперативный фин. план вырабатывается на базе исследования фин. среды и конъюнктуры рынка, анализа фин. показателей предыдущего периода, мероприятий по устранению недостатков, прогноза возможности исп-я определенных сегментов рынка, решения о допустимом уровне рисков. Современный подход к решению задачи оперативного планирования основывается на использовании методов мат. моделирования и компьютерных технологий для прогнозирования результатов деятельности и проведения оперативного анализа.

В настоящее время для оперативного планирования используются различные математические методы, которые разрабатывают модели безубыточности, внутрикорпоративных зависимостей, финансовой отчетности и компьютерные программы.

Исходными данными для математических программ являются:

· экономические показатели макроэкономики (кредитные проценты, ВНП, уровень инфляции;

· учетные данные организации (баланс, доходы, расходы, прибыль, движение финансовых ресурсов);

· динамика рынка (курс валют, стоимость акций, объем продаж, рыночные цены).

Точность прогноза при оперативном планировании имеет решающее значение, т.к. негативные последствия допущенных в прогнозах ошибок невозможно предотвратить в сжатые сроки выполнения оперативного плана. Поэтому при оперативном планировании строятся имитационные модели, которые показывают размер планируемой прибыли при нескольких вариантах прогнозов.

Оперативное планирование современными методами позволяет не только выбрать оптимальный вариант использования финансовых ресурсов, но и систематизировать возможности альтернативных вариантов и адаптироваться с наилучшими результатами к менее вероятным изменениям условий.

Учитывающее реальные условия оперативное планирование решает его основную задачу – ритмичное обеспечение финансовыми ресурсами всех подразделений организации, позволяющее достигнуть наилучших результатов деятельности.

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1449. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *