Формулирование рекомендаций при аттестации

Содержание

Татьяна Рожина
Формулирование рекомендаций при аттестации

(обмен информации с коллегами)

Формулирование рекомендаций

Рекомендации должны быть направлены на практическую профессиональную деятельность работника.

Они должны быть сугубо индивидуальными, конкретными и учитывать специфику, особенности и направление профессиональной деятельности аттестующегося работника.

Они должны носить развивающий стратегический характер и служить одним из оснований проектирования деятельности в последующий межаттестационный период.

Рекомендации образовательного учреждения должны задавать направление профессионального развития педагога в рамках данного образовательного учреждения. Саморекомендации и рекомендации ОУ должны носить взаимодополняемый характер.

Рекомендации экспертов должны носить прогностический характер и задавать педагогу ориентиры для развития,например:

• Разработать диагностический инструментарий для исследования причин и факторов, влияющих на результативность практической подготовки учащихся.

• Обобщить опыт реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях и представить педагогической общественности Свердловской области.

• Разработать инструментарий мониторинга по направлению деятельности.

• Апробировать предлагаемые аттестующимся направления работы и представить результаты, свидетельствующие о положительной динамике на последующую аттестацию.

• Разработать и внедрить систему мониторинга развития обучающихся специальных (коррекционных) классов 7 вида.

• Сформировать систему критериев, показателей, обеспечивающих результат деятельности руководителей школьных музеев и представить результаты реализации этой системы профессиональному сообществу.

• Скорректировать показатели эффективности методической работы с педагогами в соответствии с приоритетами национальных проектов в сфере образования.

• Организовать работу по анализу соответствующих моделей заданий в стране, области и лицее для оценивания качества образования и выбрать соответствующие ценностным ориентациям образовательной политики ОУ.

• Определить систему качественных показателей эффективной профилактической среды ОУ.

• Продолжить работу по развитию социального партнерства через участие в областных, федеральных проектах и программах социокультурной направленности.

По содержанию рекомендации экспертов можно разделить на три группы.

Первая группа рекомендаций связана с обобщением опыта и публикацией материалов о своих достижениях.

У преподавателей эксперты связывают деятельность с разработкой и положительными результатами апробации программ элективных курсов, рабочих программ по реализации ФГОС, деятельностью по развитию критического мышления, использованием новых педагогических технологий, обеспечивающих успешность обучающихся при освоении учебных дисциплин.

Предлагаются: обобщение опыта в виде мастер-классов для педагогического сообщества; выступление на областных педагогических чтениях; разработка методических рекомендаций по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий; разработка пособия для учащихся и педагогов при решении нестандартных задач по различным темам математики и др.

Педагогам-психологам предлагается обобщение опыта в виде участия в психологических конференциях, распространении опыта среди педагогов-психологов региона, мастер-классов, разработка методических рекомендаций и др.

Вторая группа связана с рекомендациями продолжить работу по определенному направлению

Чаще всего это касается реализации тех педагогических проектов, которые были начаты в межаттестационный период, давали положительные результаты, но требовали продолжения, уточнения, корректировки, обобщения и описания результатов.

Преподавателям математики эксперты дают рекомендации, связанные с продолжением работы по выявлению факторов, влияющих на успешность изучения математики обучающимися, а также отработкой системы оценивания результата математического образования.

Для педагогов общественнонаучных дисциплин такими рекомендациями стали разработка учебно-методического комплекта к авторской учебной программе, дальнейшее освоение мониторинга как метода и системы оценки качества исторического образования и др.

Аттестующимся преподавателям естественнонаучных дисциплин эксперты формулируют рекомендации, связанные с написанием методических рекомендаций на определенную тему, разработкой методической базы для оценки уровня учебных достижений, разработкой дидактических материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету, корректировкой рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Педагогам-психологам в качестве основных рекомендуемых направлений деятельности эксперты выделают разработку различного рода программ

(внедрение гендерного подхода во внеклассную работу, развитие культуры толерантности, профессиональное самоопределение, программы по этикету и др., развитие системы мониторинга, разработка системы психологического сопровождения воспитательной работы.

Третья группа рекомендацийсвязана с корректировкой видов деятельности:

• Провести корректировку критериально-оценочной системы в соответствии с требованиями ФГОС.

• Доработать диагностический инструментарий по изучению коммуникативных способностей обучающихся.

• Усовершенствовать критериально-оценочную систему эффективности внедрения новых технологий и др.

Рекомендации педагогам могут касаться систематизации, углубления, расширения, доработки отдельных элементов представленной системы работы (разработка инструментария мониторинга; реализация комплексного подхода к работе с особыми категориями детей; апробация предлагаемых направлений работы и представление результатов, свидетельствующих о положительной динамике на последующую аттестацию) и др.

Следует избегать рекомендаций абстрактного, «размытого», декларативного некорректного характера.

• Продолжить работу воспитательно-образовательной программы «Школа юного экскурсовода».

• Развитие электронной версии журнала.

• Организация работы по внедрению педагогического мониторинга.

• Принять участие в разработке компьютерных образовательных ресурсов,

• Выйти на уровень базовой площадки.

• Аттестоваться на первую кв. категорию.

• Выступить на педагогических чтениях.

• Подготовить и издать для работы методическое пособие.

Закон о профстандартах – бояться или приспосабливаться?

Закон о профстандартах, который наконец-то доработан, принят 24 апреля 2015г. Разработка законопроекта вызвала резонанс во многих отраслях производства. Теперь придется принимать на работу трудящихся, у которых профильное образование и соответствующий опыт работы? Но все ли так однозначно и стоит ли персоналу готовиться к тотальным увольнениям, сокращениям и новым аттестациям?

Правовой аспект – все продуманно?

Новая законодательная инициатива теоретически должна помочь работодателю эффективней подбирать персонал и вести качественно новую кадровую политику. Уже при подписании трудового договора начальник оценит квалификацию, опыт и соответствие работника занимаемой должности.

При этом законодатель требует применять профстандарты «уже сегодня» только к тем категория граждан, профессия которых сопряжена с повышенными рисками и ответственностью за жизнедеятельность и безопасность граждан. Врачи, водители, пилоты самолетов и другие специалисты – их квалификация будет подвергнута обязательной проверке и классификации.

Работодатель обязан оценить работников, если к их профессии предъявлены особые требования в федеральных законах, Трудовом Кодексе, и различных нормативных актах.

А как быть с другими категориями специалистов? Законодатель оставляет право выбора за работодателем, при этом уточняет: наниматель вправе самостоятельно выдвинуть определенные требования, учитывая особенности конкретной должность.

Более строгие требования предъявлены к госсектору: с 1 января 2016г профстандарты станут обязательным условием для внебюджетных фондов, муниципальных учреждений, организаций, которые находятся в государственной собственности (более 50%).

А уже с 1 января 2020г – исполнение закона станет обязательным для всех работодателей независимости от формы собственности.

Нет диплома – нет работы?

Утвержденные профстандарты – это четко определенные требования, как по профильному образованию работника, так и по уровню его квалификации для каждой конкретной занимаемой должности. И здесь мы сталкиваемся с настоявшей головоломкой: у человека нет диплома, но он отличный специалист в своей области.

Как быть работодателю с талантливыми журналистами, программистами, декораторами и т.д.? Законодатель пока допускает такое положение дел, ведь многие профессии требует именно опыта, а не профильного образования. Да, и некоторые пункты закона допускают его вольное трактование.

Например, бухгалтер должен иметь опыт работы с определенной программой, но не имеет. Не проблема – закон лишь обобщает понятие: «работа с технической базой и программным обеспечением». То есть закон «оставит» очень многие моменты на усмотрение нанимателя.

Не стоит переживать, что будет введен запрет на работу не по профессии, которую вы получили в учебном заведении – наниматель сможет сам составить требования к работнику.

Будут переучивать?

Еще одним камнем преткновения в реализации закона станет система образования. Как применять профстандарты 2015, если программа обучения в ВУЗах им не соответствует? Правительство работает над этим вопросом, в будущем планируется составить программу обучения в соответствии с требованиями по квалификации работников.

А как быть с тем персоналом, который на момент принятия закона уже занимает должность, но не имеет соответствующей квалификации? Законодатель предлагает такой вариант: работодатель предлагает работнику пройти обучение, далее – тестирование и аттестацию. У вас нет такого желания – можете попасть под сокращение и увольнение.

Ведь в будущем за несоблюдение профстандартов работодателя будут «наказывать» административными санкциями!

Кого коснется закон?

Законодатель заявляет: каждый работник, занимая определенную должность, должен иметь соответствующий уровень образования, квалификацию и опыт работы. То есть профстандарты по профессиям должны в будущем применяться к каждому работнику.

Ведь именно на основании полученных «оценок» будет присваиваться новая квалификация, определяться уровень заработной платы. Новые требования будут содержать ограничения по уровню образования работника.

Также государство оставляет за собой право внедрения новых и дополнительных стандартов по отношению к некоторым профессиям.

На данный момент Министерство труда уже разработало и утвердило порядка 200 обязательных профстандартов по профессиям. Еще более 350 стандартов планируется принять до конца 2015 года. Общее число «требований» по квалификациям коснется 800 специальностей. Вот только некоторые из них:

  • Аудиторы
  • Бухгалтера
  • Врачи разных категорий
  • Младший медицинский персонал
  • Учителя и воспитатели учебных учреждений
  • Водители
  • Рабочие специальности, связанные с эксплуатацией точной техники и сложных агрегатов
  • Инженеры
  • Специалисты по охране труда
  • Сварщики
  • Слесари
  • Электрики
  • Железнодорожники
  • Летчики
  • Контроллеры качества производства
  • Токари
  • Автомеханики
  • Дорожные работники
  • Повара
  • Кондитеры
  • Плотники
  • Токари
  • Рыбоводы
  • Проектировщии
  • Электрики
  • Слесари по ремонту реакторно-турбинного оборудования
  • Авиатехники
  • Водопроводчики
  • Трактористы-механизаторы
  • Животноводы
  • Монтажник оборудования
  • Социальные работники
  • Психологи
  • Переработчики радиоактивных отходов
  • Слесари по обслуживанию оборудования атомных электростанций
  • Программисты
  • Специалист по управлению жилищным фондом
  • Слесарь-сборщик

Комментариев нет.

Как происходит увольнение за несоответствие занимаемой должности: порядок, статья ТК РФ, оформление документов и прочее

Ни для кого не секрет, что залогом процветания компании во все времена был и остаётся профессионализм трудового коллектива.

С другой стороны, даже самый тщательный подбор персонала — с проведением серьёзных собеседований и конкурсов на занятие вакантной должности — не всегда способен оградить нанимателя от приёма на работу непрофессиональных кадров. К счастью, трудовым законом предусмотрено решение и для таких ситуаций.

Но прежде чем уволить сотрудника по неприятной для него статье, важно узнать особенности и последствия такого способа завершения трудовых правоотношений, а также соблюсти массу формальностей.

Несоответствие квалификационным требованиям как основание для увольнения: статьи ТК РФ

Если работник не справляется с возложенной на него функцией, расторгнуть контракт с ним можно на законных основаниях

Несоответствие занимаемой должности — одно из оснований для расторжения контракта по инициативе нанимателя. Предусмотрено оно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В этом же пункте приведено и обязательное условие для такого увольнения (оно является и подтверждением недостаточной квалификации) — результаты проведённой аттестации кадров.

Квалификация работника — степень его профессионализма, совокупность знаний, умений и опыта, необходимого для осуществления возложенной на него рабочей функции. Требуемый для занятия определённой должности уровень квалификации устанавливается нанимателем с учётом норм тарифно-квалификационного справочника работ и профессий и указывается в должностной инструкции сотрудника.

Несоответствие сотрудника требованиям по квалификации, установленное по итогам аттестации, не обязательно влечёт за собой прекращение трудовых правоотношений. Право разрешить вопрос о дальнейшей судьбе сотрудника в этой ситуации оставлено за нанимателем. Он, в свою очередь, может выбрать один из следующих путей:

  1. Оставить работника на работе, если на то есть веские основания, и существует возможность повышения квалификации сотрудника до требуемого уровня. К примеру, можно направить его на курсы повышения квалификации и затем переаттестовать.
  2. Перевести на другую, подходящую по уровню подготовленности, должность. К слову, при наличии соответствующих вакантных мест на предприятии наниматель обязан предложить работнику перевод, прежде чем уволить его по рассматриваемому пункту закона. Эта обязанность прямо предусмотрена ч. 2 ст. 81 ТК РФ.
  3. Уволить сотрудника. При этом вполне законным будет и увольнение по взаимному желанию сторон — такой способ выгоден и сотруднику, и нанимателю. Для первого приятным моментом станет отсутствие записи об уходе «по статье» в документах — это способно негативно сказаться на дальнейших поисках работы. Работодателю же выгоден менее конфликтный вариант ухода сотрудника, кроме того, увольнение по соглашению сторон связано для него с меньшим объёмом требуемой при оформлении документации.

Разрешая вопрос о завершении трудовых отношений с лицом в связи несоответствием квалификационным требованиям, наниматель должен помнить о гарантиях, предусмотренных трудовым законом для определённых групп трудящихся и отдельных случаев отсутствия на работе. Так, нельзя расторгнуть контракт по рассматриваемому основанию с сотрудниками:

  • пребывающими на больничном или в отпуске;
  • женщинами в положении;
  • женщинами-матерями детей, не достигших трёхлетнего возраста;
  • родителями, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет в одиночку;
  • родителями, являющимися единственными кормильцами в семье с несовершеннолетним ребёнком-инвалидом либо ребёнком до трёх лет (последнее — при условии наличия в семье не менее трёх малолетних детей).

Для аттестации сотрудников приказом по предприятию создаётся аттестационная комиссия

Процедура ведения аттестации — проверки степени соответствия квалификации сотрудников требованиям к их должности — как правило, регулируется локальными НПА компании. Для отдельных категорий сотрудников (к примеру, врачей, педагогов) сроки обязательной аттестации определены законодательством.

В общем виде процедуру аттестации можно представить таким образом:

  1. Формирование состава подлежащих аттестации сотрудников (как правило, исходя из стажа работы или времени, истёкшего с даты последней аттестации).
  2. Определение членов аттестационной комиссии. Лучше, если в её составе будут представители профсоюза и начальники отделов, сотрудники которых будут проходить аттестацию.
  3. Издание приказа об аттестации. В распорядительном документе указывается дата проведения аттестации, утверждаются списки аттестуемых и членов комиссии.
  4. Ознакомление с приказом подлежащих аттестации лиц и членов комиссии. В таком варианте ознакомление с распорядительным документом под роспись одновременно послужит и уведомлением для работника о предстоящем «экзамене» (а уведомить всех, как правило, необходимо за несколько месяцев).
  5. Непосредственно аттестация. Заседание следует начать с зачитывания характеристики профессиональных заслуг сотрудника (в его присутствии), затем сотрудник опрашивается всеми членами комиссии, наглядно демонстрирует свои знания и умения или представляет комиссии заранее подготовленные материалы. В процессе заседания ведётся протокол аттестации, факт прохождения аттестации каждым сотрудником оформляется отдельным аттестационным листом за подписью всех членов комиссии. На оборотной стороне аттестационного листа сотрудник собственноручно указывает своё отношение к итогам аттестации (согласен или не согласен) с проставлением даты и подписи.
  6. Не явившиеся на аттестацию по неуважительным причинам граждане по правилам некоторых организаций признаются не прошедшими аттестацию и несоответствующими своей должности автоматически.
  7. По итогам заседания комиссия вправе принять одно из следующих решений:
    • сотрудник соответствует квалификационным требованиям к должности;
    • сотрудник показал высокий уровень квалификации и рекомендован к повышению;
    • сотрудник показал достаточный уровень квалификации, однако ему рекомендовано совершенствование навыков и повышение квалификации на курсах;
    • сотрудник не соответствует квалификационным требованиям к должности.
  8. Финальное решение нанимателя по итогам проведённой аттестации может быть выражено в виде соответствующего приказа.

Вся документация, составленная в ходе аттестации, в случае принятия решения о прекращении работы сотрудника станет основанием для издания приказа о завершении трудовых отношений.

Фотогалерея: примеры оформления документов

Аттестационный лист составляется на каждого проходящего аттестацию сотрудника Приказом о назначении аттестации устанавливается дата аттестации, утверждаются списки работников, подлежащих аттестации, и членов аттестационной комиссии По результатам проведённой аттестации может быть издан приказ Протокол заседания аттестационной комиссии отражает весь ход заседания, в том числе протоколируются заданные вопросы и ответы на них

Процедурные моменты увольнения сотрудника за несоответствие занимаемой должности

После получения неудовлетворительных результатов аттестации сотрудника, анализа правовых оснований для увольнения и принятия руководителем решения об увольнении обязательно должен быть соблюдён порядок предложения сотруднику подходящих ему вакантных мест. Если таковых в штате не имеется, об этом также лучше сообщить гражданину письменно во избежание в дальнейшем спорных ситуаций. Несогласие с переводом сотрудник может выразить в форме заявления.

Перед увольнением гражданина, имеющего членство профсоюза, требуется запросить мотивированную позицию профсоюзной организации на этот счёт.

Решение о расторжении контракта с сотрудником по рассматриваемому основанию может быть принято не позднее двух месяцев с даты проведения аттестации. А уволить сотрудника можно не позднее даты истечения месячного срока с момента получения письма из профсоюза.

Последующие действия нанимателя в процессе прекращения трудовых отношений стандартны:

  1. Издание приказа (унифицированная форма Т-8) о расторжении контракта.
  2. Ознакомление увольняемого гражданина с приказом под подпись. В случае его отказа знакомиться с документом составляется соответствующий акт.
  3. Выдача окончательного расчёта в последний день работы.
  4. Внесение сведений о завершении деятельности в трудовую книжку, дело, карту Т-2.
  5. Выдача на руки трудовой книжки или отправление оповещения о праве её получить посредством почтовой связи.
  6. Оповещение об увольнении заинтересованных организаций — военкомата, приставов-исполнителей — при необходимости.

Фотогалерея: документы, оформляемые в ходе увольнения

Своё несогласие на перевод, которое имеет важнейшее значение для запуска процедуры увольнения, работник может выразить в форме заявления Приказ об увольнении должен содержать ссылку на п. 3 ч. 1 ст.

81 ТК и на основания — документы, подтверждающие неудовлетворительные итоги прохождения работником аттестации Если по итогам аттестации квалификация работника была признана недостаточной, наниматель обязан предложить ему перевод на подходящую вакантную должность при наличии таковой в штате

Образец записи в трудовой книжке

В трудовой книжке нужно сослаться на п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК

Какие выплаты положены сотруднику и как их рассчитать (таблица)

Увольнение по несоответствию квалификации лица занимаемой должности не предполагает каких-либо особенных выплат работнику. Окончательный расчёт наниматель обязан выдать в последний день работы (ст. 140 ТК).

Судебная практика: примеры

Как показывает судебная практика по искам о восстановлении на работе после увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК, самыми распространёнными ошибками нанимателей являются:

  • принятие решения о расторжении трудового соглашения на основании недостаточности у работника производственного опыта или при отсутствии специального образования, которое не выдвигалось в качестве обязательного требования для занятия должности;

В приказе об увольнении бухгалтера М. вследствие обнаружившегося несоответствия занимаемой должности (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) указано, что она не имеет высшего образования. Судом было установлено, что истица имеет среднее специальное образование, за время работы каких-либо замечаний по работе не имела.

Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что истица не справлялась с работой, установлено не было. В определении по иску Д. Верховный Суд РФ указал, что в деле об увольнении работника должны быть объективные доказательства, которые подтверждали бы несоответствие работника профстандартам именно данной работы.

Если же нет конкретных фактов, подтверждающих несоответствие истца занимаемой должности, то он подлежит восстановлению в прежней должности.

  • увольнение без проведения аттестации;

Гражданка Н. уволена по п. 3 ст. 81 ТК РФ в связи с несоответствием занимаемой должности. Аттестация на предмет соответствия истицы занимаемой должности или выполняемой работе не проводилась, в обоснование увольнения истицы ответчик сослался на отсутствие у истицы сертификата «Сестринское дело в стоматологии».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что увольнение по основаниям, указанным в п. 3 ст. 81 ТК РФ, возможно только после проведения аттестации работника. (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 февраля 2011 г. N 33–424/2011)

http://logos-pravo.ru/page.php?id=914

  • несоблюдение процедуры предложения сотруднику перевестись на соответствующую его квалификации имеющуюся в штате вакантную должность.

Увольняя работника за несоответствие занимаемой должности важно соблюсти сразу несколько процедурных моментов: в соответствии с законом провести аттестацию, предложить сотруднику перевод на подходящую по квалификации должность.

Кроме того, при аттестации необходимо учитывать и некоторые особенности оценки квалификации — увольнению подлежат лишь тот, кто объективно не способен выполнять возложенные на него функции, на деле не справляется с работой и не в состоянии в ближайшее время достигнуть нужного уровня знаний или навыков.

Аттестация педагогических работников

Порядок проведения аттестации педагогических работников регламентируется статьей 49 «Аттестация педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

В соответствии с указанной статьей 49 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, аттестация педагогических работников проводится с целью:

  • подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

  • на основе оценки их профессиональной деятельности и

  • по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).

Таким образом, исходя из смысла данной законодательной нормы, можно выделить два вида аттестации педагогических работников:

  • проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и

  • проведение аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям:

  • осуществляется независимо от желания работника;

  • это обязательная процедура;

  • она должна проводиться один раз в 5 лет на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными учреждениями.

Таким образом, ключевая роль в проведении данной аттестации педагогических работников лежит на образовательных учреждениях:

  • они формируют аттестационную комиссию, принимающую ключевое для педагогического работника решение;

  • последствием данного решения является то, продолжит ли педагогический работник свою педагогическую деятельность;

  • если педагогический работник будет признан не соответствующим занимаемой должности, трудовой договор с ним будет расторгаться образовательным учреждением по специальному основанию.

ч. 3 статьи 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

Проведение аттестации педагогического работника в целях установления его квалификационной категории

Проведение аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории имеет другие принципы:

  • в первую очередь, такая аттестация проводится исключительно по желанию педагогического работника, и ее прохождение НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО;

  • кроме того, в ее проведении образовательные учреждения фактически не участвуют;

  • такая аттестация для педагогических работников образовательных учреждений находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти образовательные учреждения находятся.

В отношении же:

  • педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ,
  • педагогических работников муниципальных и частных образовательных учреждений,

проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Последствия установления работнику квалификационной категории включают в себя:

  • в первую очередь, повышение оплаты труда педагогического работника;

  • в подавляющем большинстве случаев в рамках систем оплаты труда предусмотрены коэффициенты, надбавки за квалификационную категорию педагогического работника.

Кроме того, квалификационная категория педагогического работника будет учитываться:

  • при необходимости оценить квалификацию педагогического работника, например, в случае сокращения штатной численности образовательного учреждения при выборе сокращаемого педагогического работника;

  • наличие квалификационных категорий у педагогических работников влияет также на оценку качества персонала образовательного учреждения в целом, поэтому образовательные учреждения заинтересованы в том, чтобы их педагогические работники имели формальные подтверждения своего профессионального уровня.

Порядок проведения аттестации

Порядок проведения аттестации педагогических работников любого из указанных видов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В настоящий момент еще действует Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”.

Примечание. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки) было преобразовано в Министерство просвещения РФ (Минпросвещения) и Министерство науки и высшего образования РФ.

Данный Порядок проведения аттестации устанавливает целый ряд важных норм, регламентирующих порядок аттестации педагогических работников, в том числе, категории работников, не подлежащие аттестации.

Исходя из норм этого Порядка проведения аттестации педагогических работников, те педагогические работники, которые прошли аттестацию с целью установления квалификационной категории:

  • не проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности;

  • это законодательное положение избавляет педагогических работников, уже подтвердивших свой высокий профессиональный уровень, второй раз подтверждать свою квалификацию в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности.

Данный Порядок проведения аттестации педагогических работников дополняет и расширяет нормы Федерального закона об образовании в отношении двух видов аттестации педагогических работников.

В частности, в рамках аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности устанавливаются следующие ключевые нормы:

  • аттестационная комиссия образовательного учреждения создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии;

  • в состав аттестационной комиссии образовательного учреждения в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

    В случае, если речь идет о небольших образовательных учреждениях, в состав аттестационной комиссии не запрещается включение представителей педагогических работников иных образовательных учреждений (по согласованию).

Аттестация педагогических работников проводится:

  • в соответствии с распорядительным актом работодателя,

  • с которым необходимо ознакомить педагогического работника под роспись не менее, чем за 30 календарных дней до проведения его аттестации;

  • для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию образовательного учреждения представление, с которым педагогический работник также должен быть ознакомлен под роспись не менее, чем за месяц, и содержание которого регламентируется Порядком проведения аттестации педагогических работников.

Аттестации не подлежат:

  • педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее 2-х лет в образовательном учреждении, в которой проводится аттестация;

  • таким образом, первые два года своей работы педагогический работник не будет проходить аттестацию, при этом, если он сменит место работы, то первые два года работы на новом месте он также будет освобожден от необходимости проходить аттестацию.

Квалификационные категории педагогических работников

В рамках аттестации педагогических работников:

  • в целях установления квалификационной категории

  • предусматривается возможность установить первую и высшую квалификационную категории.

Квалификационная категория педагогического работника устанавливается:

  • сроком на 5 лет;

  • срок действия квалификационной категории продлению не подлежит;

  • категория устанавливается по конкретной должности педагогического работника.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится:

  • на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию образовательного учреждения;

  • требования заявлений установлены Порядком проведения аттестации педагогических работников;

  • заявления могут быть поданы независимо от срока работы в конкретном образовательном учреждении, однако заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, если по данной должности аттестация проводится впервые, не могут быть поданы ранее, чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

В образовательном учреждении для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории устанавливаются:

  • порядок рассмотрения заявлений педагогических работников,

  • обязанности об уведомлении педагогических работников.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательным учреждением;

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования” (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования”)

  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников образовательного учреждения.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательным учреждением;

  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников образовательного учреждения, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Предусматриваются оценочные критерии для установления квалификационной категории педагогическим работникам, что делает работу аттестационных комиссий работой экспертного уровня.

Как было сказано выше, в отношении должностей профессорско-преподавательского состава положения данного Порядка проведения аттестации педагогических работников не применимы, и действует собственный порядок.

Таким образом, на уровне нормативных правовых актов вопросы аттестации педагогических работников урегулированы достаточно полно.

Система образования

Что делать, если работник не согласен с результатами аттестации персонала

Если работник не согласен перевестись на предложенные ему должности, а у руководителя больше нет свободных вакансий, то в таком случае возможно расторжение трудового договора. Это делается в соответствии с нормами, выдвинутыми в ТК РФ.

Если руководитель решил произвести кадровые изменения уже после того, как закончился двухмесячный срок по окончанию аттестации, то перевести сотрудника на другую вакансию или расторгнуть с ним договор уже не получится.

Если сотрудник, недовольный изменениями, наступившими по результатам оценки и аттестации, решает обратиться к законодательству, то это возможно только с соблюдением норм, установленных в Трудовом Кодексе. Изначально работник имеет право начать трудовой спор, как это указано в гл. 60 ТК РФ. Если по окончанию трудового спора стороны не пришли к соглашению, то сотрудник может обратиться в суд. Кроме этого, работник может пройти независимую оценку квалификации в специализированном центре, если он не согласен с решением аттестационной комиссии на предприятии.

Князева Ирина Олеговна

Методы аттестации персонала

На данный момент в трудовой деятельности существует множество методов оценки персонала. Система аттестации персонала, применяемая на предприятиях, зависит только от решения его руководителя. Но все они, по сути, представляют только измененные виды четырех основных методов проверки качеств персонала.

  1. Ранжирование. Этот метод помогает работодателю выставить сотрудников по рангам – чем больше заслуг и достижений у работника, тем выше по таблице поднимается человек. Обычно такое распределение проводят, оценивая реальную эффективность работы каждого оцениваемого. Но при этом ранжирование можно провести и по другим характеристикам – в зависимости от целей аттестации.
  2. Классификация. Для проведения аттестации по этому методу, руководитель и определенные им сотрудники составляют список категорий и классов. Работники оцениваются, на основании их реальных заслуг перед предприятием и определяются в один из классов.
  3. Оценочная шкала. Этот метод аттестации персонала используется на предприятиях чаще всего. Руководитель и менеджеры организации разрабатывают оценочную шкалу. По ней оцениваются личные характеристики сотрудников и их рабочие достижения – в зависимости от того, какова цель проведения аттестации.
  4. Открытая аттестация. Этот метод аттестации появился относительно недавно. Его разработали как замену для достаточно неидеального метода оценки по шкале. Если на предприятии используют эту систему проверки персонала, то теперь менеджеру нужно не проверять личностные характеристики каждого работника, а провести оценку характера выполняемых сотрудником работ. Также во внимание принимается мнение прямого начальника оцениваемого человека.

Каждый из методов применяется в зависимости от того, какие цели ставит руководитель перед аттестацией. Также на выбор системы влияет организационная структура предприятия, кадровая политика и другие внутренние факторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *