Годовая бухгалтерская отчетность за 2019 год (состав)

Отчетный период для бухгалтерской отчетности

По общему правилу отчетным периодом для бухотчетности является календарный год (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Бухгалтерская финансовая отчетность: состав

В состав бухгалтерской отчетности организации входят (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к балансу и отчету. К ним относятся (п. 2 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н): отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании денежных средств;
  • пояснения (п. 3, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н, Письмо Минфина от 23.05.2013 N 03-02-07/2/18285). О пояснительной записке к бухгалтерской отчетности можно прочитать в отдельном материале.

Виды бухгалтерской отчетности

Некоторым организациям (например, относящимся к СМП) разрешено представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). В связи с этим бухгалтерскую отчетность условно можно разделить на два вида: обычную и упрощенную.

Бухгалтерская отчетность предприятия: формы

Формы бухотчетности утверждены Минфином (приказ 66н «О формах бухгалтерской отчетности»).

Кроме того, ФНС разработан рекомендуемый формат представления бухгалтерской отчетности в электронном виде (Приказ ФНС от 20.03.2017 N ММВ-7-6/228@).

Важно отметить, что в ТОГС нужно представить отчетность с кодами строк. Такую же отчетность имеет смысл представить и в ИФНС.

Бесплатно скачать формы бухгалтерской отчетности, включая формы в формате Excel с графой «Код», можно через систему КонсультантПлюс.

Новые формы бухгалтерской отчетности в 2018 году

Формы бухгалтерской отчетности в 2018 году такие же, как и в 2017 году – никаких изменений в бухотчетность не вносилось.

Дата утверждения отчетности в бухгалтерском балансе

Электронная форма баланса, рекомендуемая ФНС, содержит строку «Дата утверждения отчетности». Какую же дату указать в этой строке?

Бухгалтерская отчетность должна быть утверждена (ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ):

  • ООО – в период с 1 марта по 30 апреля (пп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Бухотчетность утверждает общее собрание участников общества;
  • АО – в период с 1 марта по 30 июня (п. 1 ст. 47, пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Отчетность утверждается общим собранием акционеров.

Как известно, бухгалтерскую отчетность нужно представить в ИФНС и ТОГС не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ), т. е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если 31 марта выпадает на выходной, крайний срок представления отчетности переносится на первый рабочий день, следующий за этой датой (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220). Так, например, в 2018 году бухгалтерскую отчетность необходимо подать не позднее 02.04.2018 (31 марта – суббота). Следовательно, если до подачи отчетности в контролирующие органы организация успеет ее утвердить, то в соответствующей строке баланса указывается дата утверждения. Если же отчетность еще не была утверждена, то строку «Дата утверждения отчетности» заполнять не нужно.

Составление бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Отчетность составляется на основе данных регистров бухгалтерского учета и в соответствии с положениями ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Аудит бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность некоторых организаций подлежит обязательному аудиту (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ). К таким организациям, например, относятся страховые компании. С полным перечнем случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2017 год можно ознакомиться в Информации Минфина.

Если бухотчетность организации подлежит обязательному аудиту, то в свое отделение Росстата, помимо самой бухгалтерской отчетности, нужно представить еще и аудиторское заключение (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Оно подается:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

В ИФНС представлять аудиторское заключение не нужно.

Анализ бухгалтерской отчетности

Получив бухгалтерскую отчетность организации, налоговики проводят ее анализ. Например, сравниваются показатели отчета о финансовых результатах с данными годовой декларации по налогу на прибыль. Ведь иногда выявленные расхождения могут свидетельствовать о том, что организация для налоговых целей занизила свои доходы или же завысила расходы.

Кроме того, изучается баланс организации. Так, к примеру, если организация является претендентом на включение в план выездных проверок, инспекторы смотрят, есть ли у организации основные средства и другое имущество, за счет которого можно будет взыскать недоимку, возникшую в результате доначислений по итогам проверки.

Некоммерческие организации

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Некоммерческие организации вправе сдавать отчетность по особым, упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств. Это касается некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.

Кроме того, исключение составляют адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам.

Аналогичные выводы следуют из части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице.

Участники проекта «Сколково»

Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:

  • Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
  • Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).

Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Показатели отчетности

Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах. Используйте их для проверки правильности составления отчетности.

Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.

Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.

Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.

Учетная политика

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?

Нет, не нужно.

Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:

  • для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
  • такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.

Об этом сказано в пункте 39 ПБУ 4/99, письме Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *