Информация Минфина РФ № ПЗ-14/2020

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 декабря 1998 года N 60н
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» ПБУ 1/98

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года N 107н (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7-8, 14.02.2000, 21.02.2000).

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 382-р
приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1994 года N 100 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

3. Настоящий приказ ввести в действие с 1 января 1999 года.

Министр
М.М.Задорнов

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
31 декабря 1998 года.
Регистрационный N 1673

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 9 декабря 1998 года N 60н

ПОЛОЖЕНИЕ
по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» ПБУ 1/98

(с изменениями на 30 декабря 1999 года)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений) (пункт в редакции, введенной в действие с 3 марта 2000 года приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года N 107н.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

3. Настоящее Положение распространяется:
в части формирования учетной политики — на организации, независимо от организационно-правовых форм;
в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

4. Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

II. Формирование учетной политики

5. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

6. При формировании учетной политики предполагается, что:
активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

7. Учетная политика организации должна обеспечивать:
полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

8. При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

9. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

10. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

III. Раскрытие учетной политики

11. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

12. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в пункте 11 настоящего Положения.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

13. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

14. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

15. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

IV. Изменение учетной политики

16. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

17. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящего Положения.

18. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

19. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

20. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

21. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 20 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

22. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

23. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

Приложение N 2. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)

Приложение N 2
к приказу Министерства
финансов Российской Федерации
от 6 октября 2008 года N 106н

(с изменениями на 8 ноября 2010 года)

1. Настоящее Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации), информации об изменениях оценочных значений (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года приказом Минфина России от 25 октября 2010 года N 132н.

2. Для целей настоящего Положения изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

3. Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.
Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения.
Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.

4. Изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

5. Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.

6. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:
— содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
— содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ-10/2012)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 4 декабря 2012 года N ПЗ-10/2012

О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ), и в отношении организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора, кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации) сообщает следующее.
________________
Организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Правила ведения бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ.
При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ.

Первичные учетные документы

Формы первичных учетных документов

Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
________________
Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форму книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 года N 64н).
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Факты хозяйственной жизни, оформляемые первичными учетными документами

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 Федерального закона N 402-ФЗ, не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами

В связи с утратой силы с 1 января 2013 года Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» второй абзац части 3 статьи 9 этого Федерального закона не подлежит применению.
Вместе с тем после 31 декабря 2012 года порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами в соответствии и на основании законодательства Российской Федерации. В частности, Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12 октября 2011 года N 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19 июня 2012 года N 383-П.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа

Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. Включенные в этот перечень реквизиты по составу и содержанию тождественны обязательным реквизитам первичного учетного документа (включая документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), предусмотренным частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации, др.).

Регистры бухгалтерского учета

Формы регистров бухгалтерского учета

Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.
С 1 января 2013 года формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.
Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта2.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Объекты бухгалтерского учета, регистрируемые в регистрах бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, не подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета несуществующие объекты, отражаемые в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни), в также объекты, отражаемые в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе лежащие в основе притворных сделок). Указанное не относится к резервам, фондам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и расходам на их создание.

Счета бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.
Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Основа составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 год.

В связи с тем, что согласно статье 32 Федерального закона N 402-ФЗ этот Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта за 2012 год необходимо иметь в виду, что:

а) в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах;

б) в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.
Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, второго абзаца пункта 6 и второго абзаца пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года N 43н, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:
в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности;

в) в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год представляется в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;

г) в связи с утратой силы с 1 января 2013 года Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 4 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжают применяться пункты 6 и 37 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года N 43н;

д) в связи с утратой силы с 1 января 2013 года Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пункт «г» части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 года аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности;

е) в связи с утратой силы с 1 января 2013 года Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пункт «д» части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 года пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года N 43н. При этом предусмотренная этим разделом информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

ж) исходя из законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (в частности, части 5 статьи 22 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности») предусмотренные этим законодательством сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Правила составления отчета о финансовых результатах

Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, в отношении составления отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах применяются правила составления соответственно отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ.

Подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 год). Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.
При этом согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта; причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра.
В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

Адреса представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон N 402-ФЗ не устанавливает адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год), за исключением представления в соответствии со статьей 18 этого Федерального закона обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта (в порядке, утверждаемом Росстатом).
Адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (помимо органов государственной статистики), а также сроки и порядок такого представления устанавливаются другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. Например:

а) в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность;

б) в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 год) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовой бухгалтерской отчетности общества;

б) в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых бухгалтерских балансов общества;

в) в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность унитарного предприятия.

Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 год) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

б) в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.
При этом согласно части 10 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность

Исходя из части 4 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ с 1 января 2013 года промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин России, Банк России). Например, необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловливается тем, что:

а) в случаях, установленных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;

б) в случаях, установленных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.
Исходя из статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 года квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется.

Внутренний контроль

В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Минфина России
www.minfin.ru
по состоянию на 05.12.2012

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

N ПЗ-14/2020

О ПРАКТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ”

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов обобщил отдельные вопросы бухгалтерского учета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, и сообщает следующее.

  1. Исходя из Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации”, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом согласно Трудовому кодексу Российской Федерации обязанностью работодателя является, среди прочего, обеспечение безопасности и нормальных условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

С учетом этого в качестве расходов по обычным видам деятельности организации подлежат учету, в частности, следующие расходы на обеспечение защитных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:

на оплату услуг по проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней;

на оплату услуг по дезинфекции рабочих помещений;

на оплату услуг по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;

на оплату услуг по доставке работников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В случае, когда организация осуществляет защитные меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные расходы также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

  1. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. В частности, в составе прочих расходов организации подлежат учету следующие расходы, произведенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:

заработная плата работникам за время нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, и соответствующие отчисления на социальные нужды;

оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;

штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг, др.);

расходы, связанные с осуществлением мероприятий благотворительного характера, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекцией (перечисление денежных средств лицам, пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения новой коронавирусной инфекции; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, др.).

Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы”.

  1. Формирование в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации, приобретаемых в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией, осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов”, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. В частности, такими материально-производственными запасами могут быть средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др.), санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др.), медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты, др.), дезинфицирующие средства (если такие объекты не подлежат бухгалтерскому учету в качестве основных средств).
  2. Формирование в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, приобретаемых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств”, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В частности, такими объектами основных средств может быть медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления.
  3. Формирование в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организации, приобретаемых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов”, утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н. В частности, такими объектами нематериальных активов могут быть права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты подлежат бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов).
  4. Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее – бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи”, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета.

6.1. В соответствии с ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:

имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;

имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с указанными условиями, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования текущих расходов и капитальных затрат.

6.2. В соответствии с ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств на финансирование текущих расходов производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, относятся на увеличение финансового результата организации. Если на момент получения бюджетных средств часть расходов, на финансирование которых эти средства предоставлены, еще не осуществлена, то неиспользованная сумма бюджетных средств учитывается на счете 86 «Целевое финансирование” до осуществления соответствующих расходов.

6.3. В соответствии с ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств на финансирование капитальных затрат производится по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации.

6.4. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.

6.5. ПБУ 13/2000 не применяется в связи с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе. При формировании в бухгалтерском учете информации о таких доходах следует руководствоваться правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации”, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

6.6. Некоммерческим организациям при формировании в бухгалтерском учете информации о государственной помощи следует руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в частности, описанием счета 86 «Целевое финансирование”).

6.7. Информация о государственной помощи, полученной коммерческой организацией, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Информация о государственной помощи некоммерческой организации раскрывается в отчете о целевом использовании средств.

  1. В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, освобождены от исполнения обязанности уплатить за II квартал 2020 г. налоги, авансовые платежи по налогам (кроме НДС). Кроме того, указанные организации исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0% по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май, июнь 2020 г.

Сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за II квартал 2020 г., относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”, утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н. Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *