Кто освобождается от уплаты налогов в России?

Налоговые обязательства в России беспокоят в той или иной степени каждого гражданина. Сегодня нам предстоит узнать, кто освобождается от уплаты налогов. В стране существует немало льготников. Они должны знать о своих правах, чтобы не платить за имеющееся имущество. На самом деле многое зависит от типа налогового платежа. Лишь некоторые категории граждан полностью освобождены в России от всех налогов. Но это большая редкость.

Виды налогов

Кто освобождается от уплаты налогов? Первым делом предстоит выяснить, какие ежегодные платежи положены населению РФ. Только потом можно будет говорить об освобожденных от уплаты налоговых сборов.

На сегодняшний день в России встречаются следующие налоги:

  • подоходные;
  • имущественные;
  • транспортные;
  • земельные.

Как правило, все совершеннолетние налогоплательщики в той или иной степени сталкиваются с данными платежами. Но бывают исключения. Например, если у гражданина нет того или иного имущества или же если он относится к категории льготников.

Подоходный налог

Кто освобождается от уплаты налогов в России? Начнем с наиболее распространенного платежа — подоходного. Он уплачивается с зарплаты или иного дохода гражданина.

Это обязательный налог. От него освобождаются только лица, находящиеся на государственном обеспечении. Пенсионеры и неработающие граждане налог на доходы не платят. Студенты и люди, получающие пособия по безработице, тоже освобождены от данного платежа.

Помимо этого, налог на доходы физических лиц не платят:

  • неработающие женщины, находящиеся в декрете;
  • несовершеннолетние дети, если они не работают;
  • граждане, получающие доход неофициально (что незаконно).

Работающие пенсионеры могут получить стандартный налоговый вычет с подоходного налога. Но изначально он все равно будет удерживаться с зарплаты. Это нормальное законное явление.

Налог на имущество

Кто освобождается от уплаты налогов на имущество? Перед тем как отвечать на этот вопрос, необходимо пояснить, о каком платеже идет речь.

Дело все в том, что налоги на имущество — это ежегодные налоговые сборы с собственников недвижимости. Они носят федеральный характер. Во всех регионах действуют одинаковые принципы начисления, расчетов и предоставления льгот на уплату имущественных налогов.

Следует обратить внимание на то, что в данной области существует много разнообразных особенностей и нюансов. Например, не вся недвижимость облагается льготами. Далее будет более подробно рассказано обо всех нюансах освобождения от имущественных налогов.

Имущественный налог: льготное налогообложение в субъектах РФ

В полномочия органов местного самоуправления входит самостоятельное установление льгот. Согласно Налоговому кодексу льготы по налогу на имущество не носят индивидуального характера и не устанавливаются в зависимости от формы собственности организации (ст. 3, 56 НК РФ).

В соответствии с определением Верховного суда РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9 нельзя установить льготу по имущественному налогу, если ее использование зависит от доли иностранного участия в уставном капитале налогоплательщика, поскольку прослеживается зависимость от места происхождения капитала, что противоречит российскому налоговому законодательству.

Законодательство субъектов РФ не может идти вразрез с Налоговым кодексом, соответственно, льготы по налогу на имущество не могут быть установлены в качестве изменения элементов имущественного налога (гл. 30 НК РФ).

Законодательные органы субъектов РФ могут формировать дополнительные условия, позволяющие применять льготы.

Примером является Московская область, где налогоплательщики при использовании льгот обязаны предоставлять расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового периода и отчет по их использованию. Данное положение закреплено в п. 3 ст. 4 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.

Объекты, дающие льготы

Начнем с того, что лишь некоторые объекты недвижимости позволяют населению позволяют не платить налоговые сборы или получать льготы в той или иной степени. Данные ограничения едины для всех регионов.

Кто освобождается от уплаты налогов на имущество? Шанс на это есть у собственников:

  • домов;
  • квартир;
  • комнат;
  • построек с/х назначения площадью не больше 50 м2, расположенных на разнообразных земельных участках (с/х, садовых, для огородов и так далее);
  • помещений, используемых для творчества или в качестве культурного наследия.

Владельцы остальных объектов недвижимости в принципе не могут быть освобождены от уплаты налогов на имущество. Это нормальное явление. Кроме того, гражданин должен принадлежать к категории льготников. О них будет рассказано позже.

Стоимость жилья

Еще один нюанс — это стоимость имущества. Даже льготники могут лишиться права на освобождение от уплаты имущественных налогов. Все зависит от стоимости недвижимости.

Собственники элитных построек обязаны уплачивать имущественный налог в полном объеме. Недвижимость, обладающая кадастровой стоимостью не меньше 300 тысяч рублей, является элитной. Именно ее собственники (даже если они относятся к категории льготников) не освобождаются по закону от налогового сбора.

Несколько объектов и один хозяин

Кто освобождается от уплаты налогов? Важно помнить, что существуют некоторые ограничения по количеству имущества, освобождаемого от налоговых обязательств.

Так, к примеру, если говорить об имущественном налоге, необходимо отметить, что льготник имеет право на освобождение от сбора в отношении 1 объекта в каждой категории. Иными словами, если речь идет о человеке, в собственности которого находится 2 квартиры, то при определенных условиях можно требовать освобождения от налога только относительного 1 из них. Какой именно? Этот вопрос собственник решает самостоятельно.

Есть так называемый транспортный налог. Более подробно о нем будет рассказано позже. Он тоже имеет определенные ограничения в вопросе предоставления льгот. При освобождении от уплаты транспортного налога можно учитывать не больше двух единиц собственности. При этом они должны быть из разных категорий. Таким образом, ни один льготник, обладающий, скажем, двумя легковыми авто, не сможет потребовать освобождения от транспортного налога на оба объекта. Гражданину придется самостоятельно определиться с выбором льготного транспорта.

Федеральные льготники и имущественный налог

Пенсионеры освобождаются от уплаты налога на имущество? Ни для кого не секрет, что данная категория граждан обладает определенными льготами в России. Это нормальное явление. Люди пенсионного возраста считаются федеральными льготниками. Поэтому они не платят налог на имущество.

Кроме пенсионеров, к федеральным льготникам на сегодняшний день относят:

  • инвалидов (только 1 и 2 группы);
  • жертв Чернобыля;
  • военных, ушедших в отставку, прослуживших не меньше 20 лет;
  • семьи военнослужащих, потерявших единственного кормильца;
  • родители и мужья/жены военных, погибших во время исполнения обязанностей;
  • ветеранов Чечни и Афганистана;
  • ветеранов ВОВ;
  • участников Гражданской войны;
  • героев СССР и РФ;
  • кавалеров ордена Славы;
  • граждан, пострадавших от аварии на станции «Маяк»;
  • инвалидов любых войн.

Соответственно, данные категории граждан могут требовать освобождения от уплаты имущественного налога на один из ранее перечисленных объектов. Как это сделать? Этот вопрос будет раскрыт позже. Для начала предстоит выяснить, кто еще может не платить те или иные налоги.

Транспортный налог

Теперь необходимо обратить внимание на транспортный налог. Он беспокоит многих граждан. Данный платеж — ежегодное взыскание за владение автомобилем. Оно носит региональный характер. Это значит, что льготники определяются в каждом городе отдельно. Поэтому с освобождением от налогов на машину могут возникнуть проблемы. Чтобы убедиться в принадлежности к той или иной категории льготников, необходимо позвонить в ФНС и прояснить данный вопрос.

Кто освобождается от уплаты транспортного налога в России? Среди таких граждан чаще всего выделяют:

  • многодетные семьи;
  • людей пенсионного возраста;
  • инвалидов;
  • ветеранов;
  • кавалеров ордена Славы;
  • пострадавших после аварии в Чернобыле или на станции «Маяк»;
  • родителей или опекунов инвалидов;
  • участников испытаний ядерного или термоядерного оружия.

Иными словами, основная масса федеральных льготников может не платить налог на машину. Это нормальное явление. Освобождаются ли пенсионеры от уплаты транспортного налога, если автомобилей несколько? Да, но в таком случае можно получить льготу только на один из них.

Многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры чаще всего имеют право на освобождение от налогов на транспорт, если мощность двигателя авто не превышает 100 лошадиных сил. Эта практика применяется в России довольно часто.

Льготы по уплате транспортного налога (освобождение от уплаты) в Москве

Рассмотрим перечень льготников на примере московского закона о транспортном налоге. В столице порядок уплаты транспортного налога регулирует закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33. Льготам посвящена ст. 4 этого закона.

Согласно этой статье в Москве право на льготы по транспортному налогу в 2019-2020 годах имеют:

  1. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
  2. Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны.
  3. Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ.
  5. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  6. Инвалиды I и II групп.
  7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  8. Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида.
  9. Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно, — на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
  10. Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  11. Физлица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.
  12. Физлица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  13. Физлица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  14. Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
  15. Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении ОЭЗ, — в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении особыми экономическими зонами. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.
  16. Управляющие компании Международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией Международного медицинского кластера и осуществляющие на территории Международного медицинского кластера деятельность по реализации проекта (с 01.01.2018 по 31.12.2027 — ст. 4 закона № 33 в редакции закона г. Москвы о внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в сфере налогообложения от 29.11.2017 № 45).
  17. С 01.01.2020 по 31.12.2024 — лица, имеющие транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями.

Физлицам льготы предоставляются только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. При этом следует помнить, что льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. Данное правило не распространяется лишь на родителей многодетной семьи.

Где найти образец заявления на льготу по транспортному налогу

Тот, кто освобожден от транспортного налога, должен заявить об этом в ИФНС и подтвердить свое право на освобождение (снижение) налога.

Форма заявления на льготу по транспортному налогу для физлиц утверждена приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Можете увидеть его на нашем сайте.

Скачать форму заявления

В заявлении можно выбирать:

  • представить документы, подтверждающие право на льготу;
  • или только сообщить реквизиты таких документов.

В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где были выданы указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы.

Образец заявления на льготу по ТН для физлица вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в пример заполнения документа.

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, а также через личный кабинет налогоплательщика.

Плательщики — юрлица с 2020 года также подают в ИФНС заявления о льготах (приказ ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@). Бланк заявления вы можете скачать . За периоды до 2020 года льгота отражается в декларации.

Образец заполнения заявления на льготу для организации тоже можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил (исключены из льготируемых объектов с 01.01.2020);
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

С 03.07.2016 по 31.12.2018 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Подробнее о вычете читайте в статье «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

Земельные налоги

Отныне понятно, освобождаются ли инвалиды от уплаты налога на машину. Но остался еще один налоговый сбор. Речь идет о земельном налоге. Он вызывает немало вопросов у населения.

Дело все в том, что пенсионеры и прочие федеральные льготники, по закону, не освобождаются от налога на землю. В некоторых регионах гражданам полагается скидка на уплату, но не полное освобождение.

Земельный налог на сегодняшний день могут не платить коренные народы Сибири, Севера, Дальнего Востока и их общины. При этом освобождение предоставляется только на земли, используемые для проживания и промысла.

Транспорт и организации

Пенсионеры освобождаются от уплаты транспортного налога — это факт. Данная привилегия предоставляется многим категориям граждан. Более подробную информацию об освобождающихся от налогов на машину необходимо узнавать в каждом регионе отдельно.

Налоги в России платят не только физические лица, но и организации. У компаний и предпринимателей тоже есть определенные льготы на налоговые сборы. Это законное явление.

Освобождаются ли инвалиды от уплаты налога на машину? Да. Кроме того, некоторые организации могут не платить за транспорт. К таким категориям относят следующие компании:

  • религиозные;
  • организации уголовно-исполнительного производства;
  • компании с уставным капиталом от инвалидов;
  • общероссийские общественные компании инвалидов;
  • фирмы, занимающиеся транспортировкой населения с особенностями здоровья.

Рекомендуется более точную информацию уточнять в налоговых органах того или иного региона.

Имущество и организации

Понятно, кто освобождается от уплаты транспортного налога в той или иной степени. Организации, как и физические лица, тоже платят налог на имущество. И здесь имеются свои льготники.

Чаще всего среди компаний, не перечисляющих налог на имущество государству, выделяют:

  • компании, связанные с инвалидами (транспортировка, обслуживание и так далее);
  • религиозные объединения;
  • производители фармацевтики;
  • предприятия протезно-ортопедической деятельности;
  • адвокатские бюро;
  • компании, имеющие отношение к инновационному центру «Сколково».

Как правило, население не сильно задумывается над тем, кто освобождается от уплаты транспортного налога или налогов на имущество в отношении организаций. Как можно получить те или иные льготы?

Существует ли освобождение от налога на имущество для ИП и ООО на спецрежимах?

Да, существует. Среди тех, кто освобождается от налога на имущество, — организации и ИП-спецрежимники. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

№ п/п

Условие

ИП

Организация

В качестве режима налогообложения выбраны

УСН, ЕСХН, ЕНВД либо патент (только для ИП)

Имущество используется

В рамках предпринимательской деятельности

На праве собственности компании

Особые условия

Есть в наличии документы, подтверждающие использование имущества в работе (договор аренды, договор с поставщиками, платежные документы и т. д.)

Стоит на балансе предприятия

Однако заметим, что начиная с 01.01.2015 индивидуальные предприниматели и фирмы на спецрежимах должны платить налог с принадлежащего им недвижимого имущества определенного назначения исходя из его кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ).

Какими категориями физических лиц налог на имущество не уплачивается?

С 2015 года вступила в силу глава 32 Налогового кодекса, согласно которой налог на имущество физлиц в общем случае исчисляется по кадастровой стоимости.

Плательщиками налога являются собственники жилой недвижимости, гаражей, машиномест и т. д.

Как исчисляется налог на имущество физлиц, узнайте .

Согласно ст. 407 НК РФ не являются плательщиками налога на имущество следующие категории физлиц:

  • Герои СССР и РФ;
  • участники Великой Отечественной войны и иных боевых действий;
  • инвалиды групп I или II, а также инвалиды с детства;
  • военнослужащие;
  • члены семей военнослужащих при потере кормильца;
  • пенсионеры;
  • лица, подвергшиеся радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также на производственном объединении «Маяк» и др.

Также освобождены от уплаты налога собственники хозпостроек, расположенных в границах дачных хозяйств, садоводств, ИЖС, площадь которых не превышает 50 квадратных метров.

Физлицам, имеющим право на налоговые льготы, следует подать в ИФНС по месту жительства соответствующее заявление и подтверждающие право на льготу документы.

Налоговая льгота предоставляется физлицу в отношении 1 объекта недвижимости. О своем решении в выборе льготного актива плательщику налога следует направить уведомление не позднее 1 ноября года, являющегося налоговым периодом. При непредставлении уведомления о выбранном объекте недвижимости льгота предоставляется в отношении актива с максимальной величиной исчисленного налога.

Порядок получения и документы

Сделать это не составляет труда. Необходимо обратиться в МФЦ или в налоговую службу по месту прописки гражданина с заявлением и определенным пакетом документов. После этого льгота будет применена к указанному объекту.

Освобождаются ли инвалиды от уплаты налога? Да, для этого необходимо в обязательном порядке приложить к заявлению на предоставление льготы справки об инвалидности. Без заключения о состоянии здоровья гражданину не дадут реализовать право на освобождение от того или иного налога.

Освобождаются ли пенсионеры от уплаты налога на транспорт? В большинстве регионов да. А на имущество? Как уже было сказано, люди пенсионного возраста — это Федеральные льготники. При предоставлении пенсионного удостоверения и некоторого пакета бумаг гражданина освободят от того или иного сбора.

Среди документов, необходимых для получения изучаемой льготы, выделяют:

  • паспорт;
  • заявление;
  • пенсионное удостоверение;
  • военный билет;
  • справки о состоянии здоровья;
  • свидетельство о браке/рождении детей (иногда);
  • документы, удостоверяющие право на то или иное имущество;
  • иные доказательства принадлежности к льготной категории граждан.

Вот и все. Лица, освобождающиеся от уплаты налогов, после предоставления данного пакета документов могут не ждать налоговых уведомлений. Если платежка все равно пришла, необходимо обратиться в ФНС для разъяснения ситуации.

На самом деле это далеко не все льготники. Освобождаются ли пенсионеры от уплаты транспортного налога в России? Да, почти везде среди местных льготников числятся люди пенсионного возраста. Некоторые регионы на местном уровне предлагают освобождение от имущественных и транспортных налогов. За этой информацией, как уже было сказано, необходимо обращаться в ФНС конкретного города. Инвалиды освобождаются от уплаты налогов почти в каждом регионе РФ.

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) организации — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения;
4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
8) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Комментарий к статье 395
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Комментируемая статья содержит закрытый перечень категорий налогоплательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу, в виде полного освобождения от уплаты данного налога, предоставляемых законодателем на уровне федерального нормативного правового акта, который значительно сокращен, по сравнению с ранее установленным в ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 «О плате за землю». Однако следует заметить, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Пункт 1 комментируемой статьи освобождает от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп.) уголовно-исполнительная система включает в себя:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба исполнения наказаний, которая находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации и которой были переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Также в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп.) виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 14 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации учреждения, исполняющие наказания, указанные в частях второй, четвертой, пятой, седьмой, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы, а именно: уголовно-исполнительная инспекция; исправительный центр; арестный дом; колония-поселение; воспитательная колония; лечебное исправительное учреждение; исправительная колония общего режима; исправительная колония строгого режима; исправительная колония особого режима; тюрьма.
Помимо этого, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп.) в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
В развитие данной правовой нормы Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 1 февраля 2000 г. N 89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему». В данный Перечень включены следующие виды предприятий, учреждений и организаций, входящие в уголовно-исполнительную систему:
базы материально-технического и военного снабжения;
управления строительства;
центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;
межрегиональные ремонтно-восстановительные базы;
центры инженерно-технического обеспечения;
центральный узел связи;
автомобильные и железнодорожные хозяйства;
жилищно-коммунальные хозяйства;
подразделения технического надзора, лаборатории;
научно-исследовательские институты;
образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования;
санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей;
военно-врачебные комиссии;
центры санитарно-эпидемиологического надзора;
предприятия торговли;
редакции периодических изданий;
отделы специального назначения;
подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий;
военное представительство;
следственные изоляторы.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп.) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации являются учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
Пункт 2 комментируемой статьи освобождает от налогообложения организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.
В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
2) размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. N 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 1 декабря 1997 г., 2 февраля 2000 г.) к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью Российской Федерации и подразделяются на: дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, — федеральные дороги; дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся соответственно к собственности субъектов Российской Федерации. К федеральным дорогам относятся:
1) магистральные дороги:
соединяющие столицу Российской Федерации — г. Москву со столицами независимых государств, столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей;
обеспечивающие международные автотранспортные связи;
2) прочие дороги, соединяющие между собой столицы республик в составе Российской Федерации, административные центры краев, областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований.
При отсутствии автомобильной дороги от сети федеральных дорог до административных центров к федеральным дорогам относятся автомобильные дороги от этих центров до аэропортов, морских, речных портов, железнодорожных станций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. N 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 1 декабря 1997 г., 2 февраля 2000 г.) возлагало на Российское дорожное агентство организацию учета автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации.
Положение о Федеральном дорожном агентстве, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374, предусматривает, что Федеральное дорожное агентство находится в ведении Министерства транспорта и связи Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог.
В соответствии с Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24 (с изменениями и дополнениями от 8 октября 1990 г.) (СП СССР. 1981. N 5. Ст. 25; 1990. N 28. Ст. 135.), продолжающем ныне действовать, к землям автомобильного транспорта (включая дорожное хозяйство) относятся земли, занятые:
а) автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями (земляное полотно, мосты, сигнальное оборудование, служебно-технические здания и т.д.), водоотводными, защитными и другими искусственными сооружениями, площадками для стоянки и мойки подвижного состава, защитными лесонасаждениями, сооружениями на съездах и пересечениях дорог, производственными зданиями, сооружениями, базами, заводами, карьерами, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию дорожного хозяйства;
б) сооружениями и устройствами энергетического, гаражного и бензораздаточного хозяйств, автостанциями и автовокзалами, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими зданиями, станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями общего пользования, транспортно-экспедиционными предприятиями, авторемонтными заводами, базами, грузовыми дворами, контейнерными и перецепными площадками, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию автомобильного транспорта.
В соответствии с Приказом МНС РФ от 6 марта 2000 г. N АП-3-04/90 «Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» (с изменениями от 15 октября 2001 г., 12 апреля 2002 г., 21 апреля 2003 г.) была утверждена Инструкция МНС РФ от 21 февраля 2000 г. N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» (с изменениями от 15 октября 2001 г., 12 апреля 2002 г., 21 апреля 2003 г.), которая, видимо, утратит силу с 1 января 2006 года вместе с Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 «О плате за землю». В соответствии с этой Инструкцией к землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *