Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Сторонами социального партнерства являются обычно работники и их работодатель. Однако возможно взаимодействие групп этих лиц и присоединение к ним третьей стороны, в качестве которой выступает государство. Рассмотрим возможные варианты взаимоотношений сторон при социальном партнерстве по ТК РФ.

Трудовое законодательство о социальном партнерстве

Социальное партнерство, основные положения которого содержит раздел II ТК РФ, ставит своей целью возможность урегулирования в рабочем порядке вопросов по трудовым взаимоотношениям, возникающих при взаимодействии работников и их работодателей (ст. 23 ТК РФ). Задачи этого процесса направлены не только на согласование действий в рамках трудового законодательства, но и на возможное увеличение эффективности работы организации-работодателя (в т. ч. за счет повышения заинтересованности работников в труде) без ущемления интересов сторон.

Поскольку принятие решений по темам, требующим обсуждения, может не только затрагивать интересы одного трудового коллектива, но и быть значимым для более широкого круга заинтересованных лиц (от их группы до масштабов всего государства), необходимость соцпартнерства может возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральном, значимом для всей страны;
  • региональном или межрегиональном, касающемся одного или нескольких регионов государства;
  • отраслевом или межотраслевом, относящемся к одной или нескольким отраслям экономики;
  • территориальном, связанном с конкретным муниципальным образованием;
  • локальном, определяющем правила взаимодействия у одного работодателя.

К соцпартнерству, осуществляемому на уровне более высоком, чем локальный, по решению основных его участников (ст. 45 ТК РФ) в качестве третьей стороны могут быть привлечены органы государственной власти соответствующего значения (ст. 23 ТК РФ). Обязательным участие государства в этом взаимодействии будет в случаях, когда тема обсуждения:

  • относится к сфере, затрагивающей государственные интересы, и решения по ней могут привести к принятию законодательных решений;
  • затрагивает направления, частично или полностью финансируемые за счет средств соответствующего бюджета;
  • касается интересов государственного органа как работодателя, и в этом случае он может оказаться как второй, так и третьей стороной взаимодействия.

О роли государства в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

10.Система формы социального партнерства

Система социального партнерства и его формы.

Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК).

Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.

Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.

На уровне организации заключается коллективный договор.

Следует отметить, что перечисление названных уровней в ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

Помимо заключения коллективных договоров и соглашений на каждом уровне может осуществляться сотрудничество в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях, создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.

Соцпартнерство — это система взаимоотношений между его сторонами

Итак, сторонами социального партнерства являются:

  • коллектив или коллективы работников;
  • работодатель или группа работодателей;
  • государство (не всегда обязательно).

На чем же базируются отношения при социальном партнерстве по ТК РФ? Принципы их изложены в ст. 24 ТК РФ и определены как наличие у сторон:

  • равных прав;
  • взаимного уважения и заинтересованности;
  • законопослушности;
  • ответственности;
  • свободы обсуждения, выбора решений, принятия обязательств;
  • обязанности принять на себя выполнение принятых решений с ведением необходимого контроля за этим.

Для участия в непосредственной работе органа, обычно создаваемого при соцпартнерстве (комиссии), каждой из сторон необходимо направить туда своих представителей, наделенных необходимыми полномочиями. Эти полномочия могут устанавливаться:

  • законом или другим нормативным документом;
  • учредительными документами;
  • специальным решением коллектива или уполномоченного на такие действия лица (лиц).

Формы, в которых происходит взаимодействие сторон при соцпартнерстве, перечислены в ст. 27 ТК РФ. Они предусматривают возможность:

  • ведения переговоров по разработке и подписанию коллективных документов (договоров или соглашений);
  • проведения консультаций по вопросам, относящимся к трудовому законодательству;
  • привлечения работников к процессу управления организацией;
  • участия в спорах по трудовым вопросам.

Стороны при таких взаимодействиях фактически выполняют такие процедуры:

  • осуществление переговоров, консультаций, обмен информацией;
  • разработка решений и принятие текстов документов по ним;
  • формирование постоянно действующих (как 2-, так и 3-сторонних) рабочих органов (комиссий, комитетов).

При этом законодательство не ограничивает формы возможных действий и не делает их обязательными. То есть стороны вправе самостоятельно выбрать способ наиболее подходящего им взаимодействия.

Кто выступает со стороны работников?

Представителями со стороны работников могут быть органы:

  • профсоюзные, от имени которых обычно действуют их руководители, получающие такое право в соответствии с учредительными документами профсоюза;
  • непрофсоюзные, избираемые на общем собрании членов того коллектива, который они будут представлять.

Чем выше уровень взаимодействия социальных партнеров, тем больше масштаб профсоюзного органа, участвующего в нем. При этом допускается создание объединенных (общероссийских, региональных, отраслевых, межотраслевых) органов. Они формируются за счет включения в них пропорционального количества представителей каждого из профсоюзов-участников или делегирования полномочий самому представительному из них.

В ряде случаев (при ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора) законодательство обязывает первичный профсоюзный орган быть представителем всего трудового коллектива, даже если не все работники состоят в этом профсоюзе. Это происходит, если (ст. 37 ТК РФ):

  • членами профсоюзной организации является большая часть всех работников;
  • имеется несколько профсоюзов, и они образуют единый орган, уполномоченный представлять в переговорах интересы большинства работников;
  • общим собранием работников профсоюзной организации первичному профсоюзному органу поручено вести переговоры от имени всего трудового коллектива.

Непрофсоюзный выборный орган избирается на общем собрании членов трудового коллектива (коллективов) и создается при:

  • отсутствии соответствующего профсоюзного органа;
  • наличии нескольких профсоюзных органов, членами которых (по отдельности или совместно) является меньше половины работников, если ни один из этих органов не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

Когда представители избираются от нескольких коллективов, они до начала переговоров формируют общую позицию по намеченным к рассмотрению вопросам и в процессе обсуждения выступают как единый орган.

Определение представителей работодателя

На локальном уровне (одного трудового коллектива) работодателя обычно представляет:

  • руководитель организации;
  • работодатель-ИП;
  • уполномоченное работодателем лицо, при этом возможен вариант, когда это лицо участвует только в разработке документа, а окончательное решение по нему принимается руководителем работодателя.

Интересы работодателя могут также представлять:

  • члены правления или совета директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • руководитель обособленного подразделения, которому даны такие полномочия;
  • министерство, когда вопросы затрагивают интересы работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

При необходимости представления на каком-либо из уровней соцпартнерства интересов нескольких работодателей они объединяются в соответствующую некоммерческую организацию (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскую или общероссийскую отраслевую (межотраслевую);
  • межрегиональную или межрегиональную отраслевую (межотраслевую);
  • региональную и региональную отраслевую (межотраслевую);
  • территориальную и территориальную отраслевую (межотраслевую).

На уровне постоянно действующих 3-сторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, сформированных на федеральном уровне, работодатели могут быть представлены только соответствующим объединением (ст. 35 ТК РФ).

Допускается участие работодателя через делегирование объединению работодателей полномочий на представление его интересов.

Объединения работодателей считаются законодательно независимыми и не подвержены вмешательству в их работу органов государственной власти (ст. 6 закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ). Принятые ими решения по вопросам соцпартнерства становятся обязательными для исполнения (ст. 48 ТК РФ):

  • всеми членами этого объединения;
  • работодателями, делегировавшими объединению представление их интересов;
  • работодателями, не участвовавшими в разработке соглашения ни прямо, ни косвенно, но присоединившимися к нему после его подписания.

Комментарии к ст. 25 ТК РФ

1. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, указанных ТК.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров защищают первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

2. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора могут быть руководитель организации либо уполномоченные им лица в соответствии с ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, которая представляет интересы и защищает права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Представлять работодателей (государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов) могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

3. В органах государственной власти работают государственные служащие, в органах местного самоуправления работают муниципальные служащие, для них работодателями являются названные органы.

Роль государства в соцпартнерстве

Государство в соцпартнерстве выполняет 2 роли:

  • содействия в укреплении и развитии этого процесса (ст. 24 ТК РФ), что выражается в законодательном регулировании процедур взаимодействия, установлении гарантий и ответственности для участников переговоров;
  • участия в работе 3-сторонних комиссий, которое является обязательным, если прямо предусмотрено в ТК РФ или других законах соответствующего уровня.

Привлечение государства к процессу соцпартнерства позволяет ему быть в курсе тенденций, возникающих в обществе в части трудовых взаимоотношений, и своевременно принимать управленческие решения в этой области.

Колдоговор как пример соцпартнерства в 2015–2016 годах

Основным и наиболее распространенным документом, формируемым при соцпартнерстве, является коллективный договор (ст. 27 ТК РФ). Он позволяет установить ряд правил взаимодействия между работодателем и работником, дополняющих правила трудового законодательства и направленных на улучшение положения работников (ст. 41 ТК РФ). Колдоговор может создаваться как для конкретного работодателя, так и в целом по отрасли, в которой он работает, или по отдельности для каждого из его обособленных подразделений.

Объем, содержание, форму, состав приложений договора социальные партнеры определяют самостоятельно. Наиболее часто в нем находят отражение (ст. 41 ТК РФ) положения:

  • по применяемой системе оплаты труда и ее параметрам;
  • дополнительно выплачиваемым компенсациям и пособиям;
  • индексации зарплаты в связи с ростом инфляции;
  • правилам премирования;
  • гарантиям, связанным с возможностью повышения квалификации, получения дополнительного образования;
  • режиму труда и отдыха, в т. ч. по установлению дополнительных отпусков и их продолжительности;
  • системе мероприятий, дополнительно улучшающих условия охраны труда;
  • льготам в отношении бесплатно предоставляемых или частично оплачиваемых питания, служебного транспорта, путевок, проезда к месту проведения отпуска;
  • гарантиям, предоставляемым членам семей работников;
  • перечню тех условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • применяемой системе контроля за исполнением колдоговора, устанавливаемой ответственности сторон за неисполнение, условиям работы для представителей работников, порядку внесения изменений в колдоговор и обнародования информации по нему;
  • иным вопросам, определенным сторонами колдоговора.

О том, будет ли необходима замена колдоговора при смене собственника, читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Сторонами социального партнерства являются 2 обязательных стороны (работники и работодатель) и 3-я сторона (государство), которая участвует в нем либо по приглашению обязательных сторон либо в случаях, определенных законодательно. Стороны равны в своих правах, но различаются в порядке формирования состава представителей, которые от их имени участвуют в работе основного органа соцпартнерства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *