Налоговое планирование

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • содержание налогового планирования;
  • • признаки и отягчающие обстоятельства проблемных контрагентов;
  • • цель, задачи и основные принципы налогового планирования;
  • • основные этапы и инструменты налогового планирования;

уметь

  • • определять основные налоговые проблемы;
  • • разрабатывать и планировать налоговые схемы;

владеть

• навыками расчета налоговых обязательств перед бюджетами различных уровней.

Планирование, независимо от того, является ли оно краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным, нельзя представить без налоговой составляющей, особенно в условиях нарастающего кризиса в российской и мировой экономике и последних изменений российского налогового законодательства.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Последнее предусматривает различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жесткой фискальной политики российского государства на фоне мирового финансового кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию существенно сократить затраты.

Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования – управления финансами. Налоговое планирование осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь но конкретному налогу или по совокупности налогов, повышения объема оборотных средств, увеличения реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения уровня эффективности ее работы.

Налоговое планирование также можно рассматривать как легальный способ снижения налоговой базы, налоговых платежей и минимизации налоговых рисков. Налоговое планирование обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в ПК РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах бухгалтерского учета (ПБУ).

Налоговое планирование следует производить не после осуществления какой-либо хозяйственной операции или по прошествии налогового периода, а до него, т.е. заблаговременно. Как минимум налоговое планирование должно начинаться на стадии подготовки к заключению любого договора, так как уже тогда компания или предприниматель должны учитывать, какие налоги и в каком объеме придется заплатить впоследствии.

Поэтому налоговое планирование следует рассматривать как составную часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.

Эффективное налоговое планирование (НП) включает в себя:

  • • определение основных принципов;
  • • анализ проблем и постановка задач;
  • • определение основных инструментов, которые может использовать организация;
  • • создание налоговой схемы;
  • • осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

  • • соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
  • • снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов НП;
  • • использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
  • • рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;
  • • своевременная корректировка в целях учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
  • • понятность и экономическая обоснованность схемы как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

В качестве задачи налогового планирования, в частности, может выступать минимизация:

  • • налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору;
  • • налоговых потерь по совокупности налогов, исчисляемых па базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки);
  • • всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация.

В этих целях предварительно уточняются перечень налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы, проводится анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций, определяется и оценивается сумма налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования.

К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:

  • • предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;
  • • оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;
  • • цены применяемых сделок;
  • • дифференциация налоговых ставок по видам налогов;
  • • специальные налоговые режимы и системы налогообложения;
  • • льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
  • • методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений.

В качестве ограничений могут служить производственная программа, объем продаж и т.д.

Решать данную задачу необходимо с использованием экономико-математических методов, методов статистики, математического программирования.

Организационно-правовая форма организации имеет большое значение для минимизации налогового бремени, так как в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов. Нс менее важно правильно определить вид деятельности.

При налоговом планировании следует также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот. Например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг).

Важно определить состав и величину взносов в уставный капитал отдельных учредителей, а также форму внесения взносов. В частности, для субъектов малого предпринимательства имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым (она не должна превышать 25%). Необходимо правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если в уставный капитал вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, варьируя этим, можно регулировать экономию на соответствующих налогах.

Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации, выбор показателей:

  • • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  • • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  • • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);
  • • списание накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов. Например, начисления на заработную плату в социальные внебюджетные фонды перечисляются до выдачи ее работникам;
  • • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

При использовании этих методов оптимизации необходимо как можно более четко прописать правовые основы оптимизации, чтобы избежать претензий налогового органа и доначисления налогов.

Налоговая политика государства и выбранный налоговый режим влияют на такие аспекты предпринимательства, как:

  • • виды выпускаемой продукции или услуг (например, существуют налоговые льготы при выпуске конкретных видов продукции и услуг);
  • • политика ценообразования (чаще всего налоги закладываются в стоимость продукции и услуг, ярким примером может служить беспошлинная торговля в магазинах DutyFree во всех международных аэропортах, где цены на товары существенно ниже, чем во всех остальных магазинах);
  • • стратегия маркетинга и производства;
  • • инвестиционная политика (инвестирование в определенных областях производства тоже может служить основанием для получения налоговых льгот);
  • • структура организации.

Сегодня все предприниматели России независимо от размеров бизнеса заинтересованы в практическом применении налогового планирования, поскольку стремятся снизить риски в предпринимательской деятельности.

Довольно высокие риски обусловлены:

  • • нестабильностью российского корпоративного законодательства;
  • • изменчивой политикой государства в отношении бизнеса;
  • • периодическими кризисными явлениями в экономике;
  • • нестабильностью и непредсказуемостью налогового законодательства, высокими налогами;
  • • высоким уровнем коррупции.

Основной задачей налогового планирования является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Один из возможных порядков налогового планирования на уровне организации включает в себя следующие этапы:

  • 1) анализ хозяйственной деятельности;
  • 2) определение основных налоговых проблем;
  • 3) разработка и планирование налоговых схем;
  • 4) подготовка и реализация налоговых схем;
  • 5) включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

При правильной организации налогового планирования предприятие получает возможность придерживаться налогового законодательства, правильно рассчитывая налоги, сборы и другие платежи налогового характера; свести к минимуму налоговые обязательства; максимально увеличить прибыль; разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками; аффективно руководить денежными потоками; избегать штрафных санкций.

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют:

  • • на текущий налоговый контроль – мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;
  • • контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
  • • текущее налоговое планирование – мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
  • • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) – составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
  • • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
  • • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать принципам, которые лежат в его основе.

И наконец, в зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно применения возможных инструментов оно делится на пассивное и активное.

Пассивное налоговое планирование предполагает альтернативную оптимизацию. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует несколько альтернативных норм, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо – налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства.

К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая оптимизация – процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Опыт зарубежных компаний в сфере налоговой оптимизации различает следующие стратегии:

  • • использование оффшорных зон для размещения предприятий;
  • • применение особых льгот и преимуществ конкретной юрисдикции. Если не удается избежать налогового присутствия, стоит присмотреться к возможностям в самой стране и выбрать наиболее оптимальный тип ведения хозяйственной деятельности (партнерство, представительство, компания, управляющая компания холдинга и т.д.);
  • • использование преимущества трансфертного ценообразования (иод ним понимают реализацию товаров или услуг в рамках группы связанных между собой лиц по ценам, отличным от рыночных). Законодательство многих стран регулирует порядок трансфертного ценообразования, однако надо в полной мере пользоваться тем, что предоставляется юрисдикцией;
  • • применение возможности по налоговому кредиту, отсрочке налогового платежа и др.

На практике существует три основных вида налоговой оптимизации: классическая оптимизация, минимизация налогов и противозаконная оптимизация.

Классическая налоговая оптимизация – важное направление финансово-экономической деятельности предприятия, призванное обеспечить корректное выполнение предприятием своих налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов.

Предприятие должно пользоваться всеми возможными простыми и доступными льготами, в том числе по рассрочке налоговых платежей. Иногда в экстренных экономических ситуациях предприятие может пойти и на задержки налоговых платежей, четко представляя себе последствия подобных действий и варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами. НК РФ предоставляет организациям возможность отсрочек платежей для переноса текущих налоговых платежей на будущее, и уже дело руководства предприятия принимать решение о применении подобных механизмов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

К обычным критериям построения бизнеса в данном случае следует добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. Обычная ошибка предпринимателей, которые хотят экономить на налогах в соответствии с законом, – сначала разработать организационную и финансовую схему бизнеса, а потом в рамках готовой схемы минимизировать налоги.

В настоящее время налоговые органы ориентированы именно на выявление подозрительных признаков в ходе информационного взаимодействия и совместных с правоохранительными органами мероприятий. Такой подход позволяет государству судить по надводной части айсберга о том, что скрывается под водой, и тем самым противодействовать тщательно скрываемому уходу от налогов с использованием противоправных схем.

Необходимо отметить, что сегодня термин «недобросовестность налогоплательщика» не используется. Как уже говорилось выше, в соответствии с Постановлением ВАС № 53 используется термин «необоснованная налоговая выгода».

Если налоговое планирование выходит за рамки оптимизации налоговой нагрузки и законных способов, тогда планирование становится уклонением от уплаты налогов. Его также именуют «использование налоговых схем». Граница между налоговым планированием по оптимизации налогообложения и злостным уклонением от уплаты налогов определяется рамками налогового законодательства. Если оптимизация налогов проводится в рамках возможностей, предоставленных налоговым законодательством, то это законные способы получения налоговой выгоды, позволяющие снижать налоговую нагрузку. Если оптимизация проводится за рамками правового поля, то применяемые при этом налоговые схемы свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды.

Во избежание незаконных способов применения налоговой оптимизации налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на получение разъяснений от государственных органов. Налогоплательщики вправе получать письменные разъяснения (информацию) по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, при этом налогоплательщик вправе по своему усмотрению воспользоваться или не воспользоваться полученным от налогового органа разъяснением, т.е. данное разъяснение не является для налогоплательщика обязательным.

При организации налогового планирования необходимо соотносить мотивы планирования со стратегическими приоритетами предприятия. И, конечно, эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами и риском па его проведение. В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Достичь нулевого налогообложения конечно же нельзя. Но уровень налоговой нагрузки можно значительно снизить. С этой целью руководители хозяйствующих субъектов всегда должны следовать следующим золотым правилам:

  • 1) принцип разумности. Разумность означает, что «все хорошо – что в меру». Что-то заплатить придется. Применение грубых налоговых инструментов в конечном счете приведет либо к рискам налоговых проверок и налоговым санкциям, либо к уголовному преследованию;
  • 2) цена вопроса. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;
  • 3) комплексный подход. Выбрав инструмент снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;
  • 4) индивидуальный подход. Только зная все тонкости вашего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;
  • 5) юридическая чистота. Уделите внимание документальному оформлению операций, так как небрежность в оформлении может привести к применению более сурового порядка налогообложения. И, главное, подумайте, на чем лично вас могут поймать;
  • 6) заблаговременность. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него – заблаговременно.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
  • • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
  • • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;
  • • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;
  • • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
  • • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
  • • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;
  • • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
  • • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
  • • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут. Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот. Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения. Во-вторых, по причинам системного характера. В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане — субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, — производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

Классификация налогового планирования

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

— текущий налоговый контроль — мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;

— контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;

— текущее налоговое планирование — мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;

— стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) — составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

— использовании налоговых льгот — полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,

— использовании налоговых лазеек — отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,

— использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо — налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.

Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.

Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *