Обеспечение исполнения обязательств

Обеспечение исполнения обязательств

Новая бухгалтерия, N 7, 2008 год

Практикум,

А.Здоровенко,
BKR-Интерком-Аудит

Заключая различные договоры, стороны хотят быть уверены в выполнении обязательств, которые берет на себя противоположная сторона. Гражданским законодательством предусмотрены различные способы, позволяющие побудить стороны выполнить свои обязательства надлежащим образом, а также возместить или снизить финансовые потери пострадавшей стороны.
Под обязательством согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.307) понимается обязанность одного лица (должника) совершить определенное действие в пользу другого лица (кредитора) либо воздержаться от него. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, предусмотренных ГК РФ.
Обязательство должно быть исполнено надлежащим образом и в срок в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются только в случаях, предусмотренных законодательством и договором.

Способы обеспечения обязательств

Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие основные способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, задаток, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия. Договором могут быть предусмотрены иные способы обеспечения исполнения обязательств.
Перед рассмотрением вопросов бухгалтерского учета и налогообложения выданного и полученного обеспечения обязательств вкратце остановимся на том, что собой представляет каждый из способов такого обеспечения.
Неустойка — денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств (ст.330 ГК РФ).
Залог — в силу залога кредитор имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (ст.334 ГК РФ).
Задаток — денежная сумма, выдаваемая одной стороной в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в обеспечение исполнения договора (ст.380 ГК РФ).
Удержание — право кредитора удерживать вещь, подлежащую передаче должнику, в случае неисполнения последним обязательств по ее оплате до исполнения соответствующего обязательства (ст.359 ГК РФ).

Поручительство — обязанность третьего лица (поручителя) отвечать за исполнение должником его обязательств перед кредитором полностью или в части (ст.361 ГК РФ).
Банковская гарантия — письменное обязательство банка (иного кредитного учреждения, страховой организации) уплатить кредитору денежную сумму в соответствии с условиями выданной гарантии по требованию последнего (ст.368 ГК РФ).

Бухгалтерский учет выданного (полученного) обеспечения

Порядок отражения в бухгалтерском учете выданного (полученного) обеспечения регламентируется следующими документами:
— ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н;
— ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н;
— Планом счетов бухгалтерского учета организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Для обобщения информации о наличии и движении полученных и выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств Планом счетов предусмотрены забалансовые счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
Обеспечение принимается к учету в сумме, указанной в гарантии или вытекающей из условий договора. Сумма полученного (выданного) обеспечения отражается по дебету соответствующего забалансового счета, списание — по кредиту счета по мере погашения задолженности. Аналитический учет ведется по каждому полученному (выданному) обеспечению. Данный порядок является общим для всех видов обеспечения обязательств, за исключением неустойки.

Понятие забалансового счета

Забалансовый учет включает в себя группу счетов и подгрупп, которые обобщают информацию по операциям и касаются передвижения ТМЦ предприятия. Проводки с их участием не присутствуют в бухучете и квартальной отчетности фирмы постоянно, но являются важным элементом при формировании отчетности. Балансовый учет не может проводиться корректно без забалансового, потому что на балансе не отражаются подобные операции. Несмотря на это, после завершения процесса обработки остатки выходят итоговым показателем и не учитываются в балансовых отчетах.

Применение

Эти субсчета оказывают лишь косвенное влияние на итоговый результат отчетности по основным показателям и не отображаются в отчетности или при инвентаризации. Несмотря на это, их структура стандартна. Присутствует дебет и кредит, а учет происходит по стандартной простой схеме. Они позволяют вводить информацию о поступлении ТМЦ, которые в ближайшее время будут списаны, но должны быть отражены по факту. Данные позиции не являются собственностью предприятия, поэтому не учитываются в балансе.

Важно! Забалансовые счета это обобщающая проводка и создается она для аналитических целей, потому что учета требуют даже временные позиции.

Операции с забалансовыми счетами

Помимо основных функций каждой позиции, проводятся и комплексные операции, где в проводках участвует сразу несколько субсчетов. По забалансовым счетам учетные мероприятия выполняются по следующим направлениям:

  • Резервный фонд. Например, денежные билеты, монеты.
  • Обязательства и гарантии заемщиков.
  • Расходный материал.
  • Расчетная документация.
  • Учет материальных ценностей, которые приняты на хранение.
  • Арендованные и сданные в аренду основные средства.
  • Списание задолженности.

Три основные подгруппы

Корреспонденции с балансом не происходит, как и между субсчетами.

Проводки

В бухгалтерии не используется двойная запись по забалансовым счетам, что хорошо видно в проводках. Простыми словами, сальдо сообщает о наличии и виде средств, дебет – это поступление, а кредит – расход или списание. Проводки дают гарантию учета, и благодаря им, некоторые позиции не обязательно отображать в отчетности. Пример:

Дебет Кредит Описание операции Итоговая сумма/руб Сопроводительная документация
9 Непокрытая задолженность перед организацией 564000 Стандартный контракт
76 51 Списанные комиссионные финансового учреждения 1340 Стандартный контракт
8 60 Поступление нового оборудование от поставщика для монтажных работ 47868 Накладная на оборудование
8 76 Внесение комиссионных в стоимость оборудования 1340 Стандартный контракт
19 60 НДС 73432 Товарная накладная
1 8 Тестирование оборудования и ввод в эксплуатацию 446378 Акт, составленный ответственными лицами по вводу в эксплуатацию
68 19 Принятие к вычету входного НДС 73432 Счет фактура
60 76 Перечисление средств организации по непокрытой задолженности 564000 Онлайн платежка
76 51 Гашение задолженности перед финансовым учреждением 564000 Онлайн платежка
9 Полное списание задолженности 564000 Акт о списании долга

На заметку! Вычисление в конце месяца происходят по следующей формуле: Итоговое сальдо = начало месяца + оборот по дебету – оборот по кредиту.

Забалансовые счета не являются основными в бухгалтерии, но не менее важными, потому что учитывают движение временных ценностей предприятия. Их присутствие в бухгалтерском учете носит временный характер, они не отображаются в отчетности, но с их помощью легко контролировать правильность проведения хозяйственных операций. Итоговое сальдо всегда должно быть дебетовым. Если оно в программе выходит с минусом, значит, произошла системная ошибка или бухгалтером внесены неточные данные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *