Основные элементы ЕНВД

Перечень обязательных элементов, которые должны быть определены, чтобы налог считался установленным, приведен в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

В отдельных случаях могут устанавливаться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов (или субъектами налогообложения) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налогов. Они исполняют обязанность российских организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Кроме того, НК РФ вводит такое понятие как налоговый агент, который отличается от налогоплательщика.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет соответствующих налогов.

Например, по отношению к налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами выступают организации, с которыми физические лица устанавливают трудовые отношения.

Рассмотрим сущность основных элементов налогообложения.

Объект налогообложения – это то экономическое основание, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, наличие земельных участков и др.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Например, при налогообложении имущества налоговой базой является его стоимость, а при начислении транспортного налога мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговый период – это период времени (например, календарный год, квартал, календарный месяц), по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов (квартал, полугодие, девять месяцев, календарный месяц), по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки могут быть твердыми и процентными.

При установлении твердых ставок на каждую единицу налоговой базы определяется фиксированный размер налога.

В этом случае налоговая база имеет физическую характеристику. Например, ставки транспортного налога устанавливаются в рублях в расчете на 1 л. с. мощности транспортного средства.

Процентные ставки устанавливаются в процентах от налоговой базы. Они обычно применяются в том случае, если налоговая база определяется в стоимостном выражении. Например, прибыль, стоимость имущества, стоимость реализованных товаров (работ, услуг).

По способу установления налоговые ставки подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

В отличие от других стран в российской налоговой системе редко применяется прогрессивное налогообложение, суть которого заключается в том, что с ростом налоговой базы возрастают ставки налога. В первые десять лет в налоговой системе России прогрессивные ставки применялись лишь при налогообложении доходов физических лиц. Начиная с 2001 года, по налогу на доходы физических лиц была установлена единая ставка в размере 13 процентов.

В настоящее время практически прогрессивные ставки применяются в двух случаях.

Во-первых, при налогообложении имущества физических лиц ставки возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам имущества.

Во-вторых, прогрессивные налоговые ставки применяются при налогообложении транспортных средств. Ставки возрастают с ростом мощности двигателя транспортных средств.

При регрессивном налогообложении с ростом налоговой базы снижаются налоговые ставки.

Регрессивное налогообложение в России возникло с 2001 года, когда была введена вторая часть Налогового кодекса и стал взиматься единый социальный налог. По этому налогу ставка уменьшается по мере возрастания денежных выплат и иных вознаграждений работникам организации. С1 января 2010 года единый социальный налог исключен из НК РФ и заменен обязательными страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды социального назначения. При их начислении применяется пропорциональный метод.

Введение регрессивных ставок по единому социальному налогу было вызвано необходимостью стимулирования налогоплательщиков в части реального отражения производимых выплат работникам и устранению теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам, так как такая форма выплаты доходов работникам в России получила широкое распространение.

При пропорциональном налогообложении налоговая ставка остается неизменной, а с ростом налоговой базы увеличивается сумма налога.

В российской налоговой системе преобладает пропорциональное налогообложение. Пропорциональные ставки установлены по налогу на доходы физических лиц, по акцизам, по налогу на прибыль организаций и другим налогам.

Налоговый кодекс (часть первая) определяет общий порядок исчисления налога, в соответствии с которым налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую к уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов.

Конкретный порядок начисления каждого налога прописывается в соответствующей главе НК РФ

Общий порядок уплаты налогов и сборов определен в Налоговом кодексе РФ (ст. 58), в соответствии с которым уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога, либо в ином порядке в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме через кредитное учреждение (банк). При отсутствии банка физические лица могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления, либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

В соответствии с НК РФ (ст. 57) сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Они определяются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

При нарушении установленных сроков уплаты налогов и сборов налогоплательщик уплачивает пени в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Конкретный порядок уплаты каждого налога устанавливается в соответствии с вышеизложенным применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Налоговыми льготами признаются предоставленные отдельным категориям плательщиков налогов и сборов преимущества по сравнению с другими плательщиками не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Однако нормы законодательства в отношении льгот не могут носить индивидуальный характер.

Налоговые льготы могут предоставляться в виде изъятия из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения, либо в виде скидок, которые направлены на сокращение налоговой базы.

Налоговые льготы могут предоставляться и в виде пониженных ставок по сравнению с обычными.

Например, ставка по НДС по большинству товаров составляет 18 процентов, а по продовольственным товарам и товарами для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ, – 10 процентов.

Прямые и косвенные налоги

В теории налогового права принято также различать прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги — налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

Косвенные налоги — налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов — акциз, налог на добавленную стоимость).

Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик — потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

Статья написана и размещена 21 октября 2012 года. Дополнена — 27.08.2015, 27.11.2015, 14.09.2016, 21.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Понятие налога

Определение налога содержится в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее — НК), согласно которой налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения можно выделить следующие признаки налога:

  • публичность;

  • законодательный порядок установления;

  • обязательность;

  • абстрактность;

  • процедурный характер взимания;

  • индивидуальность;

  • безвозмездность;

  • безвозвратность;

  • принудительность изъятия;

  • личный характер исполнения обязательства.

Публичность – указывает на его общественное предназначение, которое заключается в обеспечении формирования бюджетов различных уровней, расходуемых в интересах общества и государства.

Законодательный порядок установления предполагает установление и введение налога исключительно посредством принятия законодательным органом власти нормативного правового акта в виде закона.

Обязательность налога указывает на то, что его уплата осуществляется не по усмотрению того или иного лица в добровольном порядке, а в силу закона является обязанностью последнего, которая подлежит неукоснительному исполнению.

Абстрактность – это возникновение в результате его установления у физ лиц и организаций ничем, кроме закона не обусловленной обязанности по его уплате для покрытия неких общественно значимых расходов.

Процедурный характер заключается в том, что взимание налогов не допускает произвольного поведения налогоплательщиков при их уплате, а строго подчинено установленным процедурам и осуществляется в рамах налогового производства.

Индивидуальность означает личный характер исполнения обязательства по уплате налога — согласно статье 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик (т.е. исполнение налогового обязательства за другого прямо запрещено). В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

Примечание: при этом остается открытым вопрос о том, как в этом случае дети могут уплачивать налоги?

Безвозмездность свидетельствует о том, что лицо, уплатившее налог не может рассчитывать на какое-либо встречное персональное представление со стороны государства.

Безвозвратность означает лишь, что в случае своевременной и полной уплаты налога возврат денежных средств невозможен ни при каких обстоятельствах. Но не следует понимать буквально, т.к НК предусматривает основания и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных налогов.

Принудительность изъятия не отрицает возможности самостоятельной добросовестной уплаты налогов. Но исполнение этой обязанности обеспечивается силой гос. принуждения. В случае неисполнения своих обязанностей налогоплательщиком, отчуждение его доли собственности в счет уплаты налогов осуществляется принудительно.

Субъект налогообложения

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога.

Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с НК РФ с 1 января 1999 г. филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Соответственно, субъектом налогообложения филиалы и представительства тоже быть не могут. Кроме того, с 1 января 1999 г. ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Обязанность по исчислению и уплате налогов не всегда возложена на прямых налогоплательщиков. В некоторых случаях, в частности при уплате налога на доходы физических лиц, обязанность по начислению и перечислению в бюджет исчисленных налоговых сумм возлагается на иных, по идее законодателя более компетентных, лиц, именуемых налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Подробнее об этом сказано в гл. VI «Налоговые правоотношения».

Объект налогообложения. Реализация товаров, работ, услуг

Статьей 38 НК РФ установлены следующие группы объектов налогообложения в Российской Федерации:

  1. операции по реализации товаров (работ, услуг);
  2. имущество;
  3. прибыль;
  4. доход;
  5. стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  6. иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Таким образом, в части первой НК РФ установлен открытый перечень объектов налогообложения.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Пункт 2 ст. 38 НК РФ содержит бланкетную норму и для определения понятия имущества для целей налогообложения отсылает к нормам ГК РФ. Таким образом, имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Статья 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит:

  1. вещи, включая деньги и ценные бумаги;
  2. иное имущество, в том числе имущественные права;
  3. работы и услуги;
  4. информацию;
  5. результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
  6. нематериальные блага.

Объектом налогообложения может быть каждое из объектов гражданских прав, за исключением имущественных прав.

Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 11 ноября 2004 г.).

Подпункт 1 п. 1 ст. 11 ТК РФ к товарам причисляет любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ, к товарам не относятся.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  2. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  3. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  4. передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
  5. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  6. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  7. передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  8. изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ;
  9. иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

  1. между взаимозависимыми лицами;
  2. по товарообменным (бартерным) операциям;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Пункт 3 ст. 40 НК РФ устанавливает правило, согласно которому в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  1. сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  2. потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  3. истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  4. маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  5. реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, но только если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынок товаров (работ, услуг) — это сфера обращения таких товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

Под взаимозависимыми лицами для целей налогообложения понимаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  1. одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  3. лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как:

  1. количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии);
  2. сроки исполнения обязательств;
  3. условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;
  4. иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя в следующих случаях:

  1. при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам;
  2. при отсутствии предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг;
  3. при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4-11 ст. 40 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В соответствии с Налоговым кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» НК РФ.

Налоговое право РФ знает два виды доходов налогоплательщика:

  1. доходы от источников в РФ;
  2. доходы от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Не признаются дивидендами:

  1. выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;
  2. выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
  3. выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Налоговая база. Порядок определения налоговой базы

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговый период и отчетный период

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Отчетный период — это временной промежуток, по истечении которого налогоплательщики и налоговые агенты обязаны предоставить в налоговый орган налоговую отчетность применительно к каждому отдельному налогу.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Указанные правила не применяются также в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *