Ответственность, предусмотренная законодательством за разглашение сведений, являющихся коммерческой, налоговой или банковской тайной

Налоговый кодекс определяет понятие налоговой тайны в ст. 102. Разберем на примерах, что является налоговой тайной, а какие данные относятся к коммерческой тайне.

Какие сведения относятся к налоговой тайне

Налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике и плательщике страховых взносов, которые получены налоговым органом или другими государственными органами.

Чтобы четко понимать границы, в которых соблюдается налоговая тайна, нужно знать перечень исключений. Так, налоговой тайной не являются:

  • ИНН;

  • сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

  • общедоступные данные, сведения из реестров ЕГРИП/ЕГРЮЛ;

  • данные о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения информации на сайте ФНС;

  • другая информация, перечисленная в пп. 1 — 13 п. 1 ст. 102 НК РФ.

Доступ к информации о налогоплательщиках, которая не относится к исключениям, налоговый кодекс защищает как налоговую тайну.

Налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, таможенные органы, их должностные лица и привлеченные эксперты не должны разглашать тайные сведения. Напротив, в отношении тайных сведений должен соблюдаться специальный режим хранения и доступа.

Важно: разглашение тайны или утрата документов, содержащих сведения, которые являются налоговой тайной, влечет ответственность.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривает ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ. Наказанием для виновного должностного лица может являться штраф, запрет занимать определенную должность или лишение свободы.

Кому же могут быть интересны сведения, составляющие налоговую тайну?

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Это может быть:

  • информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков (письмо УФНС России по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@ «Об определении налоговой тайны»);
  • сведения, относящиеся к коммерческой тайне;
  • сведения, относящиеся к банковской тайне;
  • информация об имуществе налогоплательщика и тому подобная информация.

Наиболее распространенная причина, по которой контрагент может запрашивать сведения, относящиеся к налоговой тайне, это проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера, поскольку совершение этих действий является одним из важнейших показателей добросовестности налогоплательщика. И хотя действующее законодательство не обязывает стороны договора, заключаемого не в рамках специальных процедур, предусмотренных законодательством (торги, аукцион), предоставлять друг другу какие-либо документы в связи с заключением договора, на практике, действительно, часто стороны просят представить своего контрагента различные документы: копии свидетельства о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия представителя, органа контрагента на совершение сделки, лицензии, свидетельства о допуске, выданные саморегулируемой организацией и т.п.

НУЛЕВАЯ НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Однако закон не обязывает сторону, у которой контрагент попросил предоставить копии каких-либо документов либо иные сведения в связи с заключением договора, такие документы, сведения предоставлять, поэтому она вправе решить данный вопрос по своему усмотрению.

Сторона же, заинтересованная в подтверждении правомочности своего контрагента, вправе обратиться в налоговые органы за предоставлением ей выписки из ЕГРЮЛ, документов контрагента, содержащихся в ЕГРЮЛ, например устава (п.п. 7-18 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минфина РФ от 23.11.2011 N 158н). Такие данные, согласно ст. 102 НК РФ, являются общедоступными.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ДОГОВОРНАЯ РАБОТА

Изменения в законодательстве, касающиеся налоговой тайны в 2018-2019 годах

В последние годы в налоговом законодательстве произошли изменения в части налоговой тайны. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон расширил перечень данных, на которые не распространяется налоговая тайна. Закон вступил в силу с 1 июня 2016 года.

Со вступлением в силу закона к налоговой тайне больше не относится такая информация:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма уплаченных налогов и сборов (за исключением сумм уплаченных платежей за ввоз товаров на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
  • сумма доходов и расходов организации, отображаемая в бухгалтерской отчетности.

Эти данные будут размещаться в открытом доступе, поэтому для следственных и судебных органов, а также контрагентам больше не придется составлять запросы на получение этих данных. Порядок получения информации, которая остается налоговой тайной, не изменяется.

Для публикации данных создана информационная система «Прозрачный бизнес», которая будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы. Сроки запуска системы переносятся – сначала планировалось начать работу системы в июле 2017 года, затем указывалась дата 1 июня 2018 года, после этого запуск был перенесен на 1 августа, а еще позднее – на 10 августа 2018 года.

Публикация данных планируется в соответствии с определенным графиком, утвержденным приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ и приведенным в таблице:

Сроки публикации
Ежемесячно 25 числа Ежегодно 25 июля Ежегодно 25 февраля
  • данные по недоимкам и задолженностям по пеням и штрафам;
  • данные о налоговых правонарушениях и мерах ответственности;
  • данные о применяемых спецрежимах;
  • данные об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков
  • данные о среднесписочной численности работников организации;
  • данные сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.
  • данные о сумме уплаты по каждому налогу, сбору и страховым взносам

Публикуемые ежегодно данные касаются предыдущего года, а публикуемые ежемесячно – актуальны на 1 число месяца.

В законе сделано исключение: нововведения не касаются стратегических предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, которые считаются крупнейшими налогоплательщиками. Информация о таких налогоплательщиках будет публиковаться с 2020 года.

Закон допускает, что юридические лица могут добровольно раскрывать информацию о себе, составляющую налоговую тайну. Предполагается, что добросовестные налогоплательщики добровольно раскроют информацию, чтобы повысить прозрачность своего бизнеса для контрагентов.

Однако по состоянию на 2018 год понятие «налоговая тайна» потеряло большую часть своего значения, ведь основная часть информации выведена из разряда тайны, а оставшиеся данные не представляют значительного интереса.

Последствия принятых изменений

Основной мотив произошедших изменений в законодательстве – желание сделать более прозрачной работу с контрагентами. Так, руководство ФНС считает, что при новой системе предприятия смогут более точно определить платежеспособность контрагента, избежать фирм-однодневок.

Система «Прозрачный бизнес» – не первый подобный сервис, но по сравнению с конкурирующими решениями (СПАРК, Сбис, и пр.) он будет бесплатным для использования. Следовательно, для предприятий малого и среднего бизнеса его использование будет более предпочтительным.

Однако у нововведений существует масса критиков. В частности, значительная часть российской экономики находится «в тени», и «теневого» контрагента невозможно проверить в принципе.

Также спорна польза раскрытия информации о задолженности и недоимках по налогам и сборам. При существующей системе администрирования налогов плательщикам приходится обжаловать ошибочные начисления, и процесс обжалования длительный. Информация же о наличии недоимок негативно повлияет на репутацию налогоплательщика, даже если недоимки касаются ошибочно начисленных налогов, в отношении которых продолжаются разбирательства.

Есть риск того, что после полноценного запуска системы проверки контрагентов у налогоплательщиков будет меньше шансов выиграть в спорной ситуации, ведь имея информацию о налоговых начислениях и оплатах контрагента, предприятия должны будут сами оценивать их платежеспособность и добропорядочность.

Существенный недостаток отмены режима налоговой тайны для части информации – попадание этой информации к недобросовестным конкурентам, которые могут использовать это нечестным образом. Например, теперь легко можно будет отследить доходность компании, ее финансовый потенциал, что обычно считается коммерческой тайной, особенно для малого и среднего бизнеса. Высокорентабельные предприятия, таким образом, смогут стать мишенью для рейдеров и недобросовестных конкурентов.

Как результат, после внесения изменений в налоговое законодательство предпринимателям нужно более серьезно подходить к вопросам своей безопасности – тщательно проверять контрагентов, не допускать недоимок по налогам и сборам, следить за действиями конкурентов.

Рекомендации ОЭСР

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 231‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». 📌 Реклама Отключить

Закон вносит изменения в ст. 82 НК РФ и вводит в Налоговый кодекс новую ст. 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, он разработан в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства РФ в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения. Однако сами положения указанных рекомендаций, а также обоснования, из которых бы вытекала необходимость наделения российских налоговых органов новым правом, в пояснительной записке к законопроекту не приводятся. Также не содержится в ней информации о том, как реализовано (и реализовано ли) соответствующее положение в других государствах, в частности санкционирован ли доступ налоговых органов к аудиторской тайне в государствах, входящих в ОЭСР.

📌 Реклама Отключить

Приведенный документ представлен на официальном сайте Минфина (размещен 30 октября 2012 года) и называется «Об утверждении доклада ОЭСР, подготовленного по итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы Российской Федерации, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР». Поскольку на основании данного документа принят Федеральный закон № 231‑ФЗ, логично рассмотреть его основные положения.

К сведению:

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Основана 30 сентября 1961 года. На сегодняшний день 35 стран являются членами ОЭСР. Россия не является членом данной организации.

Доклад ОЭСР был подготовлен по итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы РФ, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР. Обзор, проведенный экспертами ОЭСР, показал, что российское законодательство в целом требует наличия необходимой налоговой информации у субъектов экономической деятельности, содержит механизмы, позволяющие обеспечить доступность к этой информации со стороны налоговых органов, а также предусматривает эффективные механизмы обмена информацией с компетентными органами партнеров РФ по соответствующим международным соглашениям. 📌 Реклама Отключить

Кроме того, в докладе отмечено, что Россия имеет широкую сеть из 86 международных соглашений об избежании двойного налого-
обложения, позволяющих осуществлять обмен информацией налогового характера с зарубежными партнерами. При этом 50 из указанных соглашений соответствуют наиболее современным стандартам, разработанным ОЭСР в области обмена информацией для целей налогообложения.

Среди значимых шагов в области урегулирования законодательных вопросов налоговой транспарентности и обмена налоговой информацией, предпринятых Россией в рамках подготовки к прохождения первой фазы обзора Глобального форума, были отмечены присоединение России в 2011 году к многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и законодательное закрепление обязанности банков предоставлять информацию налоговым органам по банковским счетам клиентов, если это предусмотрено действующими международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

📌 Реклама Отключить

А теперь о рекомендациях по внесению изменений в законодательство, которые, по мнению экспертов ОЭСР, необходимо реализовать в ближайшее время.

В части положений законодательства, регулирующих требования о наличия информации, были даны следующие рекомендации:

– установить законодательные требования к предоставлению налоговым органам актуальной информации о структуре собственности и идентификационных данных собственников в отношении иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ, в том числе в отношении обществ и товариществ;

– предусмотреть законодательное требование о предоставлении налоговым органам актуальной информации, обеспечивающей идентификацию участников простого товарищества в любой момент времени;

– обеспечить во всех случаях доступность для компетентных органов РФ информации, идентифицирующей учредителей, попечителей и бенефициаров иностранных трастов, управление которыми осуществляется в РФ или попечители которых являются резидентами РФ;

📌 Реклама Отключить

– принять меры по идентификации владельцев любых сберегательных книжек на предъявителя в любой момент времени, а не только при приеме или выдаче денежных средств.

В части обеспечения доступа к информации приведена рекомендация обеспечить в налоговых целях доступ к информации, относящейся к категории «аудиторская тайна».

В части процедуробмена информацией обзор содержит ряд рекомендаций по совершенствованию процедур обмена информацией в рамках действующих в настоящее время соглашений об избежании двойного налогообложения, а также приведению соглашений к современным стандартам.

Несмотря на то, что с 13 марта 2014 года процесс вступления Российской Федерации в ОЭСР временно приостановлен, рекомендации ОЭСР по внесению изменений в законодательство претворяются в жизнь: с 2019 года доступ налоговым органам к информации, относящейся к аудиторской тайне, будет обеспечен.

📌 Реклама Отключить

Порядок истребования документов у аудиторов

Порядок истребования документов (информации) у аудиторов будет регулироваться ст. 93.2 НК РФ. Одновременно Федеральный закон № 231‑ФЗ дополняет п. 4 ст. 82 НК РФ следующей нормой: в целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.

У кого можно истребовать документы? Документы (информация) могут быть истребованы как у аудиторских организаций, так и у индивидуальных аудиторов, исключений в данном случае нет, поэтому далее речь будет идти об аудиторах.

Какой налоговый орган и на каком основании может истребовать документы у аудитора? Истребовать документы вправе должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации или индивидуального аудитора. Основанием в названной ситуации будет решение руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа об истребовании документов (информации). Налоговый орган по месту учета аудитора направляет указанному лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии соответствующего решения.

📌 Реклама Отключить Какие документы (информация) могут быть истребованы у аудитора и в каких случаях? У аудиторов налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика в соответствии с НК РФ и не были им представлены в налоговый орган в установленном порядке при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Отметим, что в данном случае речь идет не только о документах налогоплательщиков, но и о документах плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента.

Кроме этого, важно, что на сегодняшний день законодатель по общему правилу ограничил налоговиков правом истребования документов у аудиторов только двумя ситуациями – непредставление налогоплательщиком документов, истребованных в ходе выездной налоговой проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

📌 Реклама Отключить

В этом случае указанное выше решение должно содержать следующие сведения:

– реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребования документов (информации) у аудитора, предмет проверки и период, за который она проводится;

– дата направления налогоплательщику требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);

– сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком, о получении от указанного лица уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или о его отказе от представления запрашиваемых документов (информации);

📌 Реклама Отключить

– сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

– реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Логично уточнение о том, что требование о представлении документов (информации) с приложением копии указанного решения направляется налоговым органом аудитору после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком.

Но пунктом 3 ст. 93.2 НК РФ установлен еще один – особый – случай, когда налоговики вправе истребовать документы (информацию) у аудиторов: при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
При поступлении такого запроса решение об истребовании документов должно содержать следующие сведения:

📌 Реклама Отключить

– реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);

– сведения о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства (территории) запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации;

– сведения об аудиторе, проводившем аудит или оказывавшем прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки, – наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;

– реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Должен ли аудитор при получении требования о представлении документов (информации) информировать своего клиента? О том, должен ли аудитор информировать своего клиента о получении требования налоговиков о представлении документов (информации) о нем, в ст. 93.2 НК РФ ничего не сказано, за исключением случая получения запроса компетентного органа иностранного государства.

📌 Реклама Отключить

Аудитор вправе информировать лицо, в отношении которого получен запрос компетентного органа иностранного государства (территории), о получении соответствующего требования налогового органа и о передаче касающейся его информации только в случае, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование. Соответственно, если запрос содержит запрет на информирование аудитором своего клиента, то при соответствующем информировании аудитор нарушит действующее законодательство. При этом никакого наказания в указанном случае для аудитора на сегодняшний день не установлено, по крайней мере, НК РФ.

Таким образом, аудитор может проинформировать своего клиента о получении соответствующего требования налоговиков, а может и не проинформировать. Выбор остается за аудитором. И данный выбор зависит от степени доверительности отношений между аудитором и клиентом. Есть еще вариант – прописать соответствующие положения об обязательности информирования клиента в случае получения требования в договоре на оказание аудиторских услуг.

📌 Реклама Отключить

Сроки представления истребуемых документов. Истребуемые документы (информация) представляются аудитором налоговому органу в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 93 НК РФ. Таким образом, порядок представления истребуемых документов
аудитором стандартный.

Итак, с 2019 года законодатель наделил налоговые органы полномочиями по истребованию у аудиторов полученных ими документов о налогоплательщике. Соответственно, область применения понятия «аудиторская тайна» сузится.

До рассматриваемых новшеств в п. 4 ст. 82 НК РФ было сказано, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в том числе в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Теперь допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторов документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

При этом новая норма не потребовала внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности»: в п. 3 ст. 9 «Аудиторская тайна» сказано, что аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные названным законом, за исключением случаев, предусмотренных этим и другими федеральными законами.

Таким образом, была выполнена рекомендация ОЭСР в части обеспечения доступа к информации, а именно обеспечение в налоговых целях доступа к информации, относящейся к категории аудиторской тайны.

Теперь в случае, если документы не представлены налогоплательщиком налоговому органу в установленном порядке, налоговый орган наделяется правом истребовать у аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг документы (информацию), служащие основанием для исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, при проведении налоговой проверки или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

📌 Реклама Отключить

Какие сведения относятся к коммерческой тайне

Следует помнить, что также относится к разглашению налоговой тайны использование или передача третьему лицу данных, для которых налогоплательщик установил режим коммерческой тайны. Такая информация будет составлять налоговую тайну, когда о ней узнают должностное лицо налогового органа, фонда или эксперт при исполнении обязанностей.

Коммерческой тайной может являться любая информация, которая не известна третьим лицам и имеет коммерческую ценность. Если следовать положениям закона № 98-ФЗ, компания может отказать сторонним лицам в выдаче информации, которая относиться к коммерческой тайне.

Но для этого правообладатель должен установить меры по охране конфиденциальности тайны, которые указаны в ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ. Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.

Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.

Нельзя отнести к коммерческой тайне:

  • информацию из учредительных документов юрлица;

  • сведения из реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

  • данные о составе имущества ГУП, МУП и госучреждения, об использовании ими бюджетных средств;

  • информацию о состоянии противопожарной безопасности, безопасности пищевых продуктов и других факторах, которые влияют на обеспечение безопасности;

  • данные о численности, составе работников и о наличии свободных рабочих мест;

  • сведения о задолженности работодателей по выплате зарплаты;

  • информацию о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

Другие данные, которые не относятся к коммерческой тайне, перечислены в ст. 5 закона № 98-ФЗ.

Тайна или нет: разбор кейсов

Безусловно являются тайной сведения из паспорта физлица, а также информация из документов юрлица, которые налоговая инспекция получила в рамках налогового контроля. Но не всегда все так однозначно. Разберем на конкретных ситуациях, что является информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Является ли акт налоговой проверки налоговой тайной?

Материалы налоговой проверки являются тайными для третьих лиц. Однако самому налогоплательщику инспектор обязан предоставить эти данные. Кроме того, налогоплательщик имеет право ознакомиться со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам по итогам налоговой проверки.

Является ли налоговая декларация налоговой тайной?

Инспекторы могут предоставлять потенциальным контрагентам компании:

  • информация о задолженности контрагента перед бюджетом;

  • сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов.

Является ли бухгалтерский баланс налоговой тайной?

Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента являются коммерческой тайной. Инспекторы должны ограничить доступ к таким сведениям, которые они получили во время проверки компании.

Однако сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются исключением. Это общедоступная информация, которая размещена на сайте налоговой.

Получить только разрешенные законодательством данные о контрагентах можно в сервисе Астрал.СКРИН. Он предоставляет пользователям данные, собранные из официальных реестров, позволяет проверить статус и репутацию предпринимателя.

2) Банковская карточка, банковские счета.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати, так называемая банковская карточка, оформляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов» в целях открытия счета клиенту банка и сличения подписей лиц, выступающих от имени клиента, при совершении в дальнейшем операций по счету. Законодательством не предусмотрено обязанности по предоставлению контрагенту при заключении договоров банковской карточки.

На практике встречается, что контрагент требует представить банковскую карточку для подтверждения подлинности подписи руководителя, когда речь идет, к примеру, о заочном подписании договора каждой из сторон. Но поскольку такая обязанность законом не предусмотрена, организация может отказать контрагенту в ее предоставлении либо предложить предоставить банковскую карточку с подписью только руководителя организации и без подписи лица, имеющего право второй подписи.

3) Паспортные данные учредителей, директора.

Иногда контрагенты запрашивают и такую информацию. Если запрашиваемые контрагентом документы содержат персональные данные работников или, к примеру, участников (акционеров) общества — физических лиц (например, имя, дата рождения, паспортные данные и т.п.), передача таких данных является обработкой (распространением) персональных данных и может осуществляться только с письменного согласия соответствующих субъектов персональных данных (ст.ст. 3, 6 и 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»). Поэтому информацию, содержащую персональные данные указанных лиц, без их согласия организация предоставлять не только не обязана, но и не вправе. Условие договора об обязанности предоставить такую информацию контрагенту также противоречит законодательству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *