Паспорт сделки 2018

Паспорт валютной сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом. При этом расчёты и переводы производятся через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях – через счета в банке-нерезиденте.

Таким образом, паспорт сделки – это документ, содержащий сведения, которые необходимы для валютного контроля совершаемой внешнеторговой операции и оформляемый при осуществлении сделок резидентов с нерезидентами.

Когда необходим паспорт сделки

Паспорта сделки оформляются при совершении валютных операций резидентов с нерезидентами. Это базовый документ, в котором содержатся сведения о внешнеэкономической сделке.

Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключённому между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки – осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.

Таким образом, наличие паспорта сделки обязательно:

  • в случае ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, осуществления интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию России по внешнеторговым контрактам, заключаемыми резидентами с нерезидентами;

  • при вывозе товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, осуществлении интеллектуальной деятельности) с территории РФ по валютным договорам;

  • в случае предоставления резидентами займов в инвалюте;

  • при выдаче займов в российских рублях нерезидентам;

  • в случае получения займов (кредитов) в инвалюте;

  • при получении займов (кредитов) в российских рублях от нерезидентов.

Паспорт сделки и законодательство

Порядок оформления паспортов сделки регламентируется следующими нормативными актами:

1. Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Формы паспорта сделки:

  • по внешнеторговому контракту,

  • по кредитному договору,

утверждены Приложением №4 к Инструкции Банка России №117-И.

Обобщение

Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).

Теги: валютное регулирование

В 2018 году вступают в силу изменения валютного законодательства, принятые в конце 2017 года.

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г. №181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ). Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

Как указывает Пресс-служба Банка России, новая Инструкция «направлена на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций» . При этом отмечается, что Инструкция отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, увеличивает значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, до 6 млн рублей и отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях. Кроме того, документ вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по договорам (контрактам), сумма обязательств по которым в эквиваленте составляет не более 200 тысяч рублей.

Итак, новая Инструкция Банка России действительно вводит ряд новшеств, которые, однако, на наш взгляд, направлены не столько на либерализацию, сколько на модернизацию действующих правил осуществления валютного контроля. Основные нововведения Инструкции состоят в следующем:

Отменяется необходимость представления банку справок о валютных операциях.

Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.

При этом Инструкцией предусмотрен ряд исключений, для которых представление подтверждающих документов не потребуется. Среди таких исключений – операции по зачислению или списанию денежных средств по договору, сумма обязательств по которому не превышает 200 тысяч рублей. Напомним, аналогичное исключение содержалось и в прежней инструкции для контрактов с суммой обязательств не более 1 тысячи долларов США.

Прекращается оформление паспортов сделок; вместо этого уполномоченные банки производят учет внешнеторговых контрактов и кредитных договоров.

По существу, учет контрактов уполномоченными банками преследует ту же самую цель и имеет те же последствия, что и действующие паспорта сделок. Учет контрактов осуществляется путем присвоения им уполномоченными банками уникальных номеров.

Обязательному учету подлежат внешнеторговые контракты и кредитные договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым равна установленным пороговым значениям или превышает их: 3 млн рублей – для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей – для экспортных контрактов. Перечень договоров, в отношении которых обязателен учет, не изменился в сравнении с действующей инструкцией.

Для постановки контракта на учет резидент должен представить в уполномоченный банк копию такого контракта или выписку из него, содержащую следующие сведения:

  • вид экспортного контракта (исходя из 5-ти категорий, предусмотренных в Приложении 4 к Инструкции);
  • дата, номер контракта (при наличии);
  • валюта контракта;
  • сумма обязательств по контракту;
  • дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту (наименование, страна).

Банк осуществляет учет контракта не позднее следующего рабочего дня после представления ему указанных сведений.

При этом если в момент постановки контракта на учет имеется только его проект, а сам контракт ещё не подписан сторонами, то возможно осуществление учета на основании проекта. В этом случае сам контракт (его заверенная копия) должен быть представлен не позднее 15 рабочих дней со дня его подписания.

Инструкция предусматривает сроки постановки контрактов на учет:

  • при списании денежных средств в пользу нерезидента – не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств;
  • при зачислении денежных средств от нерезидента на счет резидента – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
  • при вывозе (ввозе) товаров – не позднее даты подачи таможенной декларации (или срока для представления справки о подтверждающих документах – при отсутствии требования о таможенном декларировании).

Кроме того, в Инструкции предусмотрены правила о снятии контрактов с учета и внесении изменений в сведения о контрактах, а также изложен порядок действий в случаях исполнения обязательств по контракту третьим лицом и уступки третьему лицу требований (перевода долга) по контракту.

Также стоит отметить, что с даты вступления в силу новой Инструкции существующие паспорта сделок будут автоматически закрыты уполномоченными банками, а соответствующие контракты считаются поставленными на учет в установленном порядке. При этом номер паспорта сделки по такому контракту считается его уникальным номером для целей постановки на учет, и дальнейшее обслуживание контракта осуществляется в соответствии с новой Инструкцией.

Преимуществом новой Инструкции является, на наш взгляд, удачная техника изложения материала. По сравнению с документом-предшественником, новая Инструкция относительно проста в восприятии, что само по себе, в общем-то, можно рассматривать как некоторую либерализацию в отношении участников оборота. Тем не менее, в целом Инструкция не вносит принципиальных изменений в положение российских импортеров и экспортеров. Напротив, уточнение и обновление порядка осуществления валютного контроля может говорить о том, что государство намерено повысить эффективность такого контроля и совсем не стремится освободить резидентов от существующих валютных ограничений.

Данная тенденция прослеживается и в тех изменениях, которые внесены в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ (изменения вступают в силу с 14 мая 2018 года). В частности, скорректированы формулировки части 1.1 статьи 19 и части 5 статьи 23 закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно измененной редакции части 1.1 статьи 19, резиденты должны представлять уполномоченным банкам точные сведения о сроках исполнения обязательств нерезидентами (получения валютной выручки) согласно условиям контракта (в отличие от «ожидаемых максимальных сроков» согласно действующей редакции). В соответствии с новой редакцией части 5 статьи 23, банки вправе отказывать в осуществлении валютных операций не только в случаях непредставления резидентом необходимых документов, но также и в иных случаях, когда проведение валютной операции нарушит требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Кроме того, этим же Федеральным законом вносятся изменения в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения валютного законодательства.

Таким образом, последние тенденции в изменении валютного законодательства свидетельствуют отнюдь не о либерализации, а, напротив, об усилении и повышении эффективности валютного контроля. Компаниям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, по-прежнему стоит с вниманием относиться к соблюдению требований валютного законодательства и учитывать связанные с этим риски при заключении контрактов.

Резиденты и нерезиденты

Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:

1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.

2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.

5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:

1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

4. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.

5. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

6. Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.

7. Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ

Какая информация должна содержаться в паспорте сделки

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Требование оформления паспорта сделки распространяется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю).

Таким образом, информация в Паспорте сделки излагается в стандартизированной форме. Поэтому агенты валютного контроля могут проверить законность и правильность осуществления операций.

Паспорта сделки передаются уполномоченными банками электронным путем органам (агентам) валютного контроля.

Когда паспорт сделки не оформляется

Паспорт сделки не оформляется, если:

  • Со стороны резидента выступает незарегистрированный ИП и ЮЛ. В этом случае сделки не являются торговыми операциями.

  • Сделки заключаются между нерезидентом и кредитными организациями РФ (пример: от банков не требуется оформление паспорта сделки при получении кредитов от иностранных фирм).

  • Между нерезидентом и резидентом, если общая сумма контракта или кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США.

Порядок оформления паспорта сделки

В целях учета указанных внешнеторговых и кредитных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором открыт его валютный счет, паспорт сделки и документацию по соответствующей экспортной, импортной или кредитной сделке. С этого момента соответствующий уполномоченный банк начинает выполнять функции агента валютного контроля. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:

  • Два экземпляра паспорта сделки;

  • Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

  • Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;

  • Иные документы.

Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему паспорт сделки либо отказывает в этом.

В случае принятия положительного решения – уполномоченный банк формирует паспорт сделки в виде электронного документа, присваивает номер паспорту сделки и обеспечивает ведение и хранение паспорта в электронном виде.

Паспорт сделки подписывается от имени клиента – лицом, имеющим право 1ой подписи, и от имени банка – ответственным лицом.

Паспорт сделки считается оформленным после присвоения ему номера и проставления даты оформления и подписи.

Новшества в законодательстве

С 1 марта 2018 года паспортов уже нет.

Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк регистрирует договор.

По каким правилам банки регистрируют договоры

Банки регистрируют только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров лимит составляет 3 млн. рублей, для экспортных контактов лимит равен 6 млн. рублей. Если в договоре сумма меньше этих лимитов, то договор регистрировать не надо. Представим вышесказанное в виде Таблицы, из которой можно легко определить, нужно ли предоставлять в банк контракт или нет:

Сумма обязательств по контракту

Вид контракта

Регистрировать договор в банке (Да/Нет)

до 2 999 999 руб. импортный/кредитный Нет
до 5 999 999 руб. экспортный Нет
равна или более 3 000 000 руб. импортный/кредитный Да
равна или более 6 000 000 руб. экспортный Да

Сумма обязательств определяется по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю:

  • на дату заключения контракта,

  • либо в случае изменения суммы обязательств, на дату заключения этих изменений.

Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны.

Отметим, что для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений.

При этом регистрация договоров осуществляется за один день. И поэтому расчеты стали быстрее и проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *