Подведомственность и подсудность налогово-правовых споров

Компетенция арбитражного суда

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

Подведомственность

Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

  • организаций, являющихся юридическими лицами;
  • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
  • в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

  • экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений;
  • экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
    • Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
    • Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    • Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
      В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19.
      Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
    • О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
    • Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
  • дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
  • дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
  • статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.

Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров — дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации — далее ТК РФ) между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.

При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:

  • характер спора, экономический;
  • спор связан с деятельностью юридического лица;
  • основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • предмет спора.

Подсудность

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

  • Родовая;
  • Территориальная.

Родовая подсудность

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

  • Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • Экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Территориальная подсудность

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:

  • Общая территориальная подсудность — в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
    Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
    Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
  • Альтернативная подсудность — правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.
    Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
    Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
    Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
    Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора.
    Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
    Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
  • Договорная подсудность — по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
  • Исключительная подсудность — по правилам исключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено строго определенным арбитражным судом.
    Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
    Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
    Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
    Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
    Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
    Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
    Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации — ответчика.
    Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.
    Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.
    Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
  • Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Например, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ). Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно статье 50 АПК РФ должно быть заявлено в арбитражный суд, рассматривающий спор.
    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).
    Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
    Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:
    • Ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
    • Обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
    • при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
    • Одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
    • После отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

    О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

Понятие

Налоговый спор – разногласия между субъектами налогового правоотношения (налогоплательщиками и контролирующими органами) в отношении взаимных прав и обязанностей, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Объектом спора являются интересы участников, выраженные в их субъективном праве. С одной стороны, выступает частный интерес плательщиков налогов, с другой публичный интерес администраторов по сбору налогов.

Налоговый спор – всегда спор с государством, от имени которого выступают налоговые органы, обладающие специальной компетенцией. Разрешение налогового спора происходит путем реализации процедур, установленных законом.

Не каждое разногласие между организацией и инспекцией представляет собой налоговый спор. Многие дела, разрешаемые по заявлениям инспекций, основываются на иных публично-правовых или гражданских отношениях, в частности:

  • о ликвидации организаций;
  • об оспаривании государственной регистрации;
  • об опротестовании сделок.

По основаниям возникновения налоговые споры классифицируют на:

  • возникающие при исполнении обязанности по уплате налогов;
  • возникающие в связи с реализацией права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, санкций;
  • по учету налогоплательщиков;
  • оспаривание результатов камеральной проверки;
  • оспаривание итогов выездной проверки.

По предмету разногласий и доказывания налоговые споры делят на:

  • споры по вопросам права (разногласия по поводу толкования норм);
  • споры о фактах (различная оценка обстоятельств);
  • процедурные споры (о нарушениях порядка проведения проверок, привлечения к ответственности).

Подведомственность

Субъективный состав участников налогового спора определяет суд, уполномоченный его рассматривать. Фискальные споры с участием граждан, не имеющих статуса предпринимателей, разрешают гражданские суды. Юридические лица и предприниматели, действующие без образования ЮЛ – должны обращаться в арбитраж.

В отношении места рассмотрения дела действуют общие правила определения территориальной подсудности – по адресу ответчика.

Разрешение налогового спора в судебном порядке характеризуется следующими особенностями:

  • наличием обязательного этапа досудебного урегулирования;
  • сокращенным сроком на подачу заявления;
  • типичностью;
  • особым порядком распределения бремени доказывания;
  • использованием первичных учетных документов.

Обязательное внесудебное разрешение

Суды не принимают обращения налогоплательщиков, если не были приняты меры по досудебному урегулированию налогового спора (см. п. 2 ст. 138 НК РФ). До похода в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, дождаться ее рассмотрения или окончания срока, отведенного фискальной службе на решение.

Заявитель может прибегнуть к судебной защите напрямую, если обжалует действия главного фискального органа (в этом случае выше просто никого нет).

Важное значение имеет содержание жалобы, направленной для рассмотрения в административном порядке. Возражения необходимо максимально раскрыть, сделать предметом рассмотрения. Суды отказывают признавать требования, не заявленные в жалобе, отклоняют новые доводы.

Решение по досудебной жалобе может быть оспорено в административном порядке (подчиненности) или арбитраже. Дальнейшее разрешение разногласий имеет свои преимущества:

  • передача спора из налогового ведомства в суд повышает объективность его рассмотрения (статистика свидетельствует, что суды чаще признают доводы организаций обоснованными);
  • возможность использовать обеспечительные меры для временной защиты интересов организации;
  • формализованность всех стадий процесса, детальное регулирование порядка рассмотрения спора;
  • доступность мер принудительного исполнения решения.

Срок обжалования

После получения решения налоговиков надо действовать быстро, направить заявление в суд не позже трех месяцев (см. ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Отсутствие решения по досудебной жалобе дает право обратиться в суд уже на следующий день, после окончания срока, отведенного инспекции для рассмотрения.

Справка! Рассмотрение обращения об оспаривании результатов фискальной проверки должно быть окончено за 30 дней. В остальных случаях – за 15.

Промедление и отсутствие аргументированного, подтвержденного документально ходатайства о восстановлении срока, приведет к отказу рассматривать требования, разбираться в обстоятельствах.

Инспекции вправе направлять в арбитраж заявления о взыскании средств в течение шести месяцев по истечении срока исполнения требования.

Доказывание

По общему правилу, участники дела должны представить доказательства, подтверждающие их аргументы. В налоговых спорах обязанность доказывать правомерность своих действий в первую очередь возлагается на инспекцию. Это не исключает обязанности организации обосновывать свои возражения документами и другими доказательствами.

В делах об оспаривании ННПА, действий или решений налогоплательщик в первую очередь должен доказать:

  • их несоответствие закону;
  • нарушение ими своих прав.

Судебная практика выработала подход к распределению обязанностей в спорах по результатам проверок. Факт и размер доходов обосновывает инспекция, расходов – налогоплательщик.

Основным источником информации о фактах, лежащих в основе разногласий по налоговому спору, являются первичные учетные документы. Письменные доказательства играют приоритетную роль в процессе, в том числе протоколы допросов, осмотров, выемок, акты, составленные во время проверок.

Доказательственная база в налоговом споре собирается уже на этапе осуществления мероприятий по контролю, проводимых инспекцией. Все документы, собранные налоговиками, полученная от проверяемого или его контрагентов информация, составляют массив доказательств, которые могут быть использованы для принятия решения. Доказательства обязательно должны быть собраны с соблюдением порядка, установленного законом. Нарушения этого требования лишают доказательства их доказательной силы.

Организации вправе предъявлять суду свои собственные доказательства, даже те, которые не рассматривались инспекцией во время проверки. Если необходимое доказательство находится у третьего лица и организации не имеет возможности самостоятельно получить его, она имеет право испросить помощи суда и истребовать документы или информацию от их владельцев. Для этого достаточно направить суду ходатайство, в котором изложить какие факты может подтвердить испрашиваемый документ и почему сторона не может получить его самостоятельно, например, приложить отказ владельца предоставить документы.

Обеспечительные меры

Крайне важно после налоговой проверки предотвратить списания со счетов, сохранить оборотные средства, максимально застраховать имущественные интересы. Избежать взыскания задолженности до вынесения решения судьей, поможет применение обеспечительных мер. Соответствующее ходатайство необходимо направить одновременно с заявлением.

Просьба должна быть хорошо аргументирована. Пойти на встречу заявителю суд может при наличии следующих обстоятельств:

  • непринятие мер приведет к невозможности выполнить будущее решение или существенно затруднит исполнение;
  • непринятие мер может повлечь за собой причинения большого ущерба организации;
  • испрашиваемые меры должны соответствовать заявленному требованию.

Недостаточно просто заявить о возможных последствия в ходатайстве. Доводы надо поддержать серьезной аргументацией, подтвержденной документально. Необходимо убедить судью в том, что требования обоснованы, не выходят за рамки разумности, не дестабилизируют баланс интересов.

Основной мерой предварительной защиты в споре с налоговиками служит приостановка действия акта налогового органа, которая подразумевает запрещение инспекции фактически выполнять свое решение. Конкретную обеспечительную меру выбирают исходя из ситуации. Если инспекция направила инкассовые поручения в банк, целесообразно просить суд установить запрет на их исполнение. Также можно просить снять арест со счетов.

Суд не обязан удовлетворять ходатайство об обеспечительных мерах. Будет ли просьба разрешена зависит от субъективного мнения судьи, рассматривающего спор. Возможно, что все доводы заявителя обоснованы, но судья посчитает, что приостановка решения неблагоприятно скажется на балансе интересов, сделает невозможным исполнение решения. Чтобы и эта сторона процесса была застрахована от случайностей, можно подкрепить ходатайство предоставлением встречного обеспечения, внести средства в размере оспариваемой суммы на депозит суда. Налоговики вправе попросить суд обязать заявителя предоставить встречное обеспечение. Суд вправе предложить заявителю предоставить гарантии по собственной инициативе.

Размер денежного обеспечения не может быть меньше половины оспариваемых сумм. Непредоставление гарантий является основанием для отказа в принятии обеспечительных мер.

Практика работы судов показывает, рассматривая ходатайство, суды устанавливают следующие факты:

  • заявитель не имеет возможности одновременно удовлетворить требования инспекции и других кредиторов;
  • имущества заявителя достаточно для исполнения будущего, возможно неблагоприятного для него, решения суда.

Указанные факты устанавливаются по данным бухгалтерского учета и отчетности заявителя, подтверждающих ежемесячный оборот средств и размер активов баланса.

Ходатайство о применении обеспечительных мер направляется в суд, рассматривающий основное требование (налоговый спор). Судья должен принять по нему решение в течение дня после поступления. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован.

Исполнение определения о принятии обеспечительных мер обеспечивается мерами принудительного исполнения. На основании определения выдается исполнительны лист.

Обращение в суд

Заявление подается стороной налогового спора в арбитраж, в письменной форме или посредством сети Интернет, путем заполнения специальных форм на сайте соответствующего суда.

В заявлении указывается:

  • наименование суда;
  • наименование и адрес обращающейся стороны;
  • наименование и адрес налогового органа, действия которого оспариваются;
  • требования заявителя;
  • обстоятельства спора;
  • расчет оспариваемой суммы;
  • информация о досудебных обращениях в инспекцию по этому вопросу;
  • какие обеспечительные меры были приняты судом;
  • перечень приложений.

Копию обращения в суд необходимо направить другим участникам спора, при необходимости приложить к нему документы, отсутствующие у этих лиц.

К заявлению должны быть приложены:

  • доказательства направления копий обращения другим участникам спора;
  • доказательства, подтверждающие доводы стороны;
  • решение, подтверждающее полномочие руководителя заявителя, доверенность представителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающие адреса сторон спора.

Если форма и содержание обращения соответствуют формальным требованиям, судья принимает решение о возбуждении дела и выносит об этом определение. На принятие решения судье предоставляется 5 дней. Нарушение требований служит основанием для оставления обращения без движения. В этом случае заявителю предоставят время для устранения замечаний. После устранения, заявление считается поданным в первоначальный срок. Пропуск срока приведет к возврату обращения заявителю.

Помимо пропуска срока устранения замечаний, основаниями для возвращения заявления являются:

  • дело не подсудно конкретному суду, в который направлено заявление;
  • заявитель отозвал свое заявление;
  • суд отклонил прошение о рассрочке госпошлины.

Срок рассмотрения

Чтобы разобраться во всех нюансах отношений сторон налогового спора, подготовить его к слушанию, рассмотреть разногласия, принять и оформит решение, суду предоставлено три месяца. В исключительно сложных случаях срок можно продлить до шести.

В действительности скорость рассмотрения дела во многом зависит от качества его подготовки к слушанию. Если все доказательства подставлены заблаговременно, проведение экспертиз не требуется, дело может быть рассмотрено и в одном совмещенном заседании. В противном случае по причине отложений, приостановок, дело может затянуться надолго.

Обжалование решения

Решение по налоговому спору приобретает законную силу через один месяц после его изготовления в полном объеме. В течение этого срока возможно оспаривание решения в апелляционной инстанции. Срок для пересмотра, пропущенный по уважительной причине можно восстановить.

Жалоба подается через суд, рассматривавший дело в первой инстанции. Копия обращения направляется другим участникам спора.

Апелляционный порядок пересмотра предполагает повторное разрешение спора. Новые доказательства принимаются и оцениваются судом только в случае, когда сторона обосновала невозможность их предоставления в предыдущей инстанции.

Пересмотр решения должен быть окончен за два месяца. Апелляционная тройка вправе оставить ситуацию без изменения, изменить решение или отменить его.

Основаниями для пересмотра налогового спора являются:

  • поверхностное выяснение обстоятельств спора;
  • недоказанность существенных обстоятельств;
  • несоответствие выводов обстоятельствам;
  • нарушение норм права как материального, так и процессуального.

В течение двух месяцев со дня приобретения решением законной силы, оно может быть оспорено в кассации. Этот срок, пропущенный по уважительной причине, тоже может быть восстановлен, но только если жалоба направлена не позже шести месяцев после вступления постановления суда в силу.

Кассация пересматривает дело только в пределах требований жалобы, дополнительные доказательства не оценивает, новые требования не рассматривает.

Разногласия с налоговой инспекцией чаще всего возникают у лиц, осуществляющих экономическую деятельность. Обусловлено это активным участием коммерческих организаций в налоговых отношениях.

Разрешение налогового спора в судебном порядке предпочтительнее, предоставляет налогоплательщику большие гарантии объективности.

Судебная практика рассмотрения налоговых споров

При определении судом продолжительности срока на оставление искового заявления без движения должно учитываться время, необходимое для устранения упомянутых обстоятельств, а также время на доставку почтовой корреспонденции (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ»).

В своих материалах мы подробно рассмотрели порядок составления возражений на акт налоговой проверки, процедуру апелляционного обжалования решения налогового органа в досудебном порядке. Сейчас рассмотрим порядок судебного урегулирования налоговых споров.

После того, как досудебная процедура решения налогового спора была соблюдена, рассмотрение дела переносится в суд.
При оставлении вышестоящей инстанцией в силе претензий целиком или в какой-то их части, налогоплательщик может обратиться для защиты своих интересов в арбитражный суд.

Первейшей задачей, которую должен решить налогоплательщик, является предотвращение списания налоговиками денежных средств с плательщика. Они могут это сделать, поскольку решение налоговых органов вступило в силу и требование о списании денег уже готовится. Для этого инспекция принимает обеспечительные меры, решение о которых вступает в силу со дня вынесения. Поэтому, сразу после того, как вышестоящий орган принял неудовлетворительное для вас решение, необходимо срочно обратиться в судебный орган.

Ранее мы рассмотрели с вами первый этап налогового спора и рассказали, как составить эффективные возражения на акт проверки ИФНС .

Также подробно рассмотрели следующий этап — досудебное урегулирование налогового спора путем обращения в вышестоящий орган, иначе говоря — процедуру составления апелляционной жалобы на решение налогового орагана и обращение в вышестоящую инстанцию. Если результаты решения, вынесенного в результате досудебного решения вашего спора с налоговой инспекцией вас не удовлетворили, самое время перейти к следующему этапу — составление искового заявления в арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *