Порядок исчисления и уплаты транспортного налога.

⇐ Предыдущая1234

Порядок исчисления налога. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Налог налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

При регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации транспортного средства происходит в течение одного календарного месяца, то указанный месяц принимается как один полный месяц.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок уплаты налога. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Причем срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

При пропуске сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию (по итогам налогового периода, до 1 февраля следующего года), а также налоговый расчет по авансовым платежам (по итогам отчетного периода, не позднее последнего числа следующего месяца).

9. Особенности исчисления и уплаты транспортного налога при приобретении права собственности на транспортное средство, снятии с учета транспортного средства, смене двигателя.

Следует отметить, что, в соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, которые являются объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Как уже отмечалось, транспортное средство, являющееся предметом лизинга, может быть зарегистрировано по договоренности сторон либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя (ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Следовательно, плательщиком налога является та сторона договора, на которую зарегистрировано транспортное средство.

Нередко при начислении налога с владельцев транспортных средств у организаций-налогоплательщиков возникает вопрос: кто должен уплачивать налог при аренде транспортных средств, а также при предоставлении их в лизинг — собственник или арендатор?

Содержание ст. 357 НК РФ не позволяет точно определить, какое из двух лиц — собственник или владелец — подразумевается под лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство, поэтому для разрешения поставленного вопроса обратимся к порядку регистрации транспортных средств.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным Приказом МВД России от 26.11.1996 N 624 «О порядке регистрации транспортных средств», транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства.

Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. При этом в разделе «Владелец» свидетельства о регистрации транспортного средства указываются данные лица, от имени собственника пользующегося и (или) распоряжающегося транспортным средством на основании доверенности, договора аренды или иного договора, подтверждающего передачу транспортного средства во временное пользование и (или) распоряжение (п. 7.2 Правил регистрации автомототранспортных средств).

Особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации не снимается с учета по месту постоянной регистрации, оно продолжает оставаться зарегистрированным за собственником. Из этого можно сделать вывод о том, что, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Подобное мнение высказывается в разъяснениях специалистов налоговых органов. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что налог на имущество уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.

Снятие с регистрационного учета транспортных средств в связи с их отчуждением (прекращением права собственности) или вывозом за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание производится при отсутствии запретов и ограничений, указанных в пунктах 49, 55, 74, 75 Правил, а также при условии выполнения требований, установленных пунктом 81 Правил.

В случаях, предусмотренных пунктами 46, 47, 47.1 Правил, высвободившиеся регистрационные документы, регистрационные знаки (номера), паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение. При снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с их утилизацией (списанием) дубликаты регистрационных документов и паспортов транспортных средств при их утрате не выдаются.

90. На снятые с регистрационного учета транспортные средства в соответствии с пунктом 46 Правил, а также при условии выполнения требований, установленных пунктом 66 Правил, заполняются и выдаются паспорта транспортных средств и регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», о чем в графе «Особые отметки» паспорта транспортного средства делается запись «ТРАНЗИТ» с указанием серии, номера, даты выдачи и срока действия регистрационных знаков, которая заверяется подписью должностного лица и печатью регистрационного подразделения. Регистрационные документы и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

Регистрационные знаки не сдаются при снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением в пределах того же субъекта Российской Федерации места жительства физического лица, места нахождения юридического лица (юридического адреса) либо филиала (представительства) юридического лица, за которыми они зарегистрированы.

Следует отметить, что, в соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, которые являются объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Как уже отмечалось, транспортное средство, являющееся предметом лизинга, может быть зарегистрировано по договоренности сторон либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя (ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Следовательно, плательщиком налога является та сторона договора, на которую зарегистрировано транспортное средство.

Нередко при начислении налога с владельцев транспортных средств у организаций-налогоплательщиков возникает вопрос: кто должен уплачивать налог при аренде транспортных средств, а также при предоставлении их в лизинг — собственник или арендатор?

Содержание ст. 357 НК РФ не позволяет точно определить, какое из двух лиц — собственник или владелец — подразумевается под лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство, поэтому для разрешения поставленного вопроса обратимся к порядку регистрации транспортных средств.

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным Приказом МВД России от 26.11.1996 N 624 «О порядке регистрации транспортных средств», транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства.

Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. При этом в разделе «Владелец» свидетельства о регистрации транспортного средства указываются данные лица, от имени собственника пользующегося и (или) распоряжающегося транспортным средством на основании доверенности, договора аренды или иного договора, подтверждающего передачу транспортного средства во временное пользование и (или) распоряжение (п. 7.2 Правил регистрации автомототранспортных средств).

Особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации не снимается с учета по месту постоянной регистрации, оно продолжает оставаться зарегистрированным за собственником. Из этого можно сделать вывод о том, что, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Подобное мнение высказывается в разъяснениях специалистов налоговых органов. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что налог на имущество уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой.

⇐ Предыдущая1234

Что такое понятие транспортный налог

Транспортный налог должен платить каждый автособственник

После приобретения движимой собственности в виде автомобиля или любого другого транспортного средства, облагаемого налогом, каждый добросовестный автовладелец должен собственноручно известить налоговую службу об этом приобретении.

Государством установлены сроки для осуществления данной процедуры, которые ограничиваются последним календарным днем следующего года после приобретения.

Например, автомобиль был куплен в августе 2016 года, значит визит в налоговую инспекцию должен состояться до 31 декабря 2017 года. Законодательством с 2014 года установлено, что хозяин машины сам должен известить налоговую службу, иначе ему могут угрожать штрафы и пени за уклонение от выплат. Платить транспортный налог должны владельцы следующих транспортных средств:

  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили;
  • автобусы;
  • моторные лодки, судна;
  • мотоциклы;
  • авиатранспорт (вертолеты, самолеты)

Цель сбора налогов, по предположению опытных водителей — это ремонтно-восстановительные работы дорог, но это заблуждение. Транспортный налог взымается без какой-либо определенной цели и в настоящий период является региональным.

Иногда уведомление приходит в виде письма, по адресу регистрации владельца, соответственно в этом случае самому обращаться в налоговую службу не нужно.

Коротко о транспортном налоге

  • обязанность каждый год до определенного срока платить транспортный налог в казну государства касается каждого автовладельца без исключений;
  • при просрочке каждый день начисляется пеня, поэтому крайне желательно успевать гасить задолженность вовремя;
  • сроки оплаты устанавливаются в каждом регионе индивидуально, но согласно Налоговому кодексу от 2015 года, не позднее 1 октября;
  • существует возможность онлайн-оплаты транспортного налога за счет электронного кошелька, баланса мобильного телефона или же через онлайн-банкинг на сайте ФНС.

Варианты оповещения налоговой службы о приобретении транспортного средства

Цель сбора налогов — не дорожно-ремонтные работы!

Есть несколько способов оповещения:

  1. Первый вариант — лично нанести визит в налоговую инспекцию. Для этого автовладельцу необходимо подать заявление для начисления транспортного налога, в связи с приобретением автомобиля и поставить машину на учет. С собой нужно иметь следующий пакет документов: договор о купле-продаже средства передвижения, свидетельство о регистрации автомобиля (предварительно полученное в ГИБДД), а также паспорт приобретенного транспортного средства.
  2. Второй вариант — отправить в местное отделение налоговой службы заказное письмо. В этом случае потребуется приложить такой же набор документов, как представлено выше.
  3. Третий вариант — зайти на сайт федеральной налоговой службы, зарегистрироваться и зайти в подраздел «Объекты налогообложения». Здесь необходимо указать марку купленного автомобиля и его регистрационный номер. Обработка такой заявки может составлять примерно месяц, это нужно учитывать, чтобы не просрочить дату

С какого момента происходит начисление и как узнать необходимую сумму

Как только авто поставили на учет, идет начисление налога

После того, как авто поставили на учет, в базу федеральной налоговой службы вводятся все данные о плательщике, которому потом высылают уведомление по месту прописки. Иногда, по той или иной причине, уведомление не достигает рук адресата, в такой ситуации владельцу автомобиля нужно зайти на сайт ФНС и написать заявление для предоставления сведений о задолженности. Также можно навестить лично налоговую инспекцию.

Отправная точка отчета начисления налога – это момент, когда гражданин ставит свой транспорт на учет в соответствующем органе. Для наземных средств передвижения – ГИБДД (Государственная инспекция безопасного дорожного движения), для авиатранспорта – РВС (Реестр воздушных судов), для водных судов и моторных лодок – ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам).

Налоговая инспекция присылает по адресу регистрации письмо о необходимости внести оплату. Если же это письмо не дошло, то следует нанести визит в налоговую, с просьбой предоставить необходимый документ лично в руки плательщика.

Что касается накопленной задолженности, то здесь существует несколько способов узнать сумму. Какой способ выбрать решает плательщик, в зависимости от сложившейся ситуации. Самые распространенные методы получения нужной информации:

  • Личное посещение налоговой инспекции согласно месту регистрации, где нужно сделать запрос о задолженности.
  • Регистрация на сайте федеральной налоговой службы. Нужно зайти на свой профиль и кликнуть на подраздел «Переплата/задолженность». Налогоплательщику здесь откроется вся интересующая информация: вид налога, сведения о переплатах, задолженностях и пенях по транспортному налогу. Помимо этого, на странице указаны контактные данные отделения налоговой инспекции, где смогут дать дополнительно интересующую информацию.
  • Регистрация на сайте электронного правительства Госуслуги. Для получения информации о задолженности по транспортному налогу нужно посетить раздел «Государственные услуги для физических лиц», затем нажать на пункт «Проверка налоговых задолженностей» и «Получить услугу».

Онлайн-оплата транспортного налога

Транспортный налог можно оплатить и с помощью интернета

Большинство людей уже вовсю практикуют способы оплаты чего-либо через интернет. Заплатить необходимую суму за транспортный налог также возможно с помощью всемирной паутины. Конечно, стоит быть внимательным при указании данных и реквизитов при осуществлении платежа, однако сложным процесс не назовешь.

Тому, кто предпочитает классический метод оплаты, достаточно взять платежный листок, поступающий адресату, вместе с уведомлением и обратиться в любое удобное отделение банка для оплаты. Но более удобным является способ оплаты с помощью сайта ФНС. Как осуществить онлайн-оплату транспортного налога:

  • на сайте ФНС войти в личный кабинет своего профиля и выбрать пункт «Переплата/задолженность»;
  • пролистать открывшуюся страницу вниз и нажать на пункт «Оплатить задолженность»;
  • выбрать транспортный налог и кликнуть по кнопке «Онлайн-оплата»;
  • выбрать соответствующий банк, или если подходящего вам банка нет, оплатить с помощью кошелька Qiwi или со своего мобильного счета

Что делать в случае угона транспортного средства

Не платить транспортный налог нельзя!

Если автовладельца настигла такая неприятность, как угон автомобиля, то ему необходимо предоставить налоговой инспекцию справку об угоне автомобиля, в этом случае начисление налоговых взносов будет приостановлено.

Если же автомобиль так и не был найден, и розыскные операции прекращены, владелец должен предоставить сотрудникам ГИБДД копию справки о прекращении дела, для того чтобы снять машину с учета и окончательно закрыть мероприятия по начислению транспортного налога.

Что делать, если автомобиль не на ходу

Стоит ли платить транспортный налог, если за вами в ГИБДД числится транспортное средство, но при этом оно мирно стоит в гараже, и вы им не пользуетесь в связи с поломкой или неисправностью? Налоговый кодекс обязывает в любом случае вносить оплату, если автомобиль стоит на учете.

Чтобы временно приостановить начисление транспортного налога, нужно обратиться в ГИБДД с просьбой снять машину с учета в связи с утилизацией. Это не значит, что теперь вы обязаны положить автомобиль под пресс, просто на время ремонта (если конечно планируется дальнейшая эксплуатация автомобиля), транспортный налог начисляться не будет. После окончания ремонтных работ необходимо вновь обратиться в службу ГИБДД и поставить автомобиль на учет заново.

Транспортный налог: за что платить, а за что не платить? Расскажет видеоматериал:

Налоговая декларация

Плательщикам транспортного налога необходимо обратить внимание на Письмо ФНС России от 13.11.2012 N БС-4-11/19074@, суть которого в следующем.
За 2012 г. налогоплательщики представляют декларацию по транспортному налогу по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.
Порядок заполнения налоговой декларации, утвержденный этим же Приказом, содержит некорректное описание алгоритма исчисления сумм налоговых льгот.

Примечание. Отметим, что в Налоговом кодексе РФ не установлено каких-либо льгот по транспортному налогу, между тем в силу ст. 356 НК РФ они могут быть предоставлены налогоплательщикам властями субъектов Российской Федерации.

Соответствующие изменения (в части указанного алгоритма) внесены в Приказ от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ Приказом ФНС России от 26.10.2012 N ММВ-7-11/808@, но будут применяться, только начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за 2013 г.

В случае возникновения у налогоплательщика оснований для применения налоговой льготы по транспортному налогу, установленной законом субъекта Российской Федерации, в налоговом периоде 2012 г. в целях корректного исчисления сумм налоговых льгот рекомендуется:

  • в строке 180 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, и коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160;
  • в строке 200 сумму налоговой льготы рассчитывать как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 130, коэффициента, отражаемого в строке с кодом 160, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;
  • в строке 220 сумму налоговой льготы исчислять как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженной на коэффициент, отражаемый в строке с кодом 160.

Кстати, следует знать, что налоговые органы на местах не вправе требовать от компаний представления уточненных деклараций по транспортному налогу за 2011 г. в случае, когда последние при заполнении декларации в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 13.04.2006 N 65н, дополнительно не учли рекомендации ведомства, размещенные на сайте www.nalog.ru (Письмо ФНС России от 13.06.2012 N БС-4-11/9663@).

Выход этого Письма связан с участившимися случаями обращения налогоплательщиков по вопросу законности направления налоговыми органами требований о необходимости представления уточненной декларации по транспортному налогу за 2011 г.

Напомним, что в информационном письме, размещенном в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, ФНС России рекомендовала не заполнять строку 040 налоговой декларации, а величину транспортного налога, отраженную по строке 030, в полной сумме повторить по строке 050.

Отметим, что, если компания не является плательщиком транспортного налога или на нее зарегистрированы транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения, представлять налоговую декларацию ей не нужно.

Мощность автомобиля выражена дробным числом

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

Налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя автомобиля в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в частности до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно и свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.

Когда мощность автомобиля выражена дробным числом, при выборе ставки транспортного налога нужно ориентироваться именно на это точное дробное число без округления (Письмо Минфина России от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18).

Например, при показателе мощности двигателя 100,6 л. с. следует применять налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил включительно.

Мощность гибридного автомобиля

В целях исчисления транспортного налога гибридных автомобилей в качестве налоговой базы необходимо учитывать совокупную или суммарную мощность двух двигателей (Письмо Минпромторга России от 18.10.2012 N 20-3729).

В Письме от 31.10.2012 N 03-05-07-04/18 Минфин России согласился с мнением специалистов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, использовав их Письмо как приложение к своему.

Проект федерального закона о повышении транспортного налога, одобренный правительством, вызвал бурю негодований среди россиян. В самом деле, начиная с 2010 г. для юридических, а с 2011 г. – для физических лиц государство планирует повысить среднюю ставку налога в два раза. Всё бы ничего, в конце концов, в стране кризис, и надо же государству где-то брать деньги на преодоление одной из извечных русских бед. Поскольку вполне логично предположить, что коль налог транспортный, значит, за счёт него и должны ремонтироваться дороги. Итак, могут ли россияне надеяться, что с повышением налога в два раза так же в два раза улучшится и их качество?

Для начала рассмотрим, куда направляются деньги. Согласно 56 статье Бюджетного кодекса, транспортный налог в размере 100% идёт в бюджет субъекта Федерации. Причём сам субъект наделяется правом по своему усмотрению корректировать налог, повышая его в пять раз или понижая, в соответствии с новыми поправками, в десять раз. То есть будет действовать, исходя их собственных возможностей и потребностей. Но самое интересное, что субъекты Федерации даже не скрывают того, что всех денег они на дороги не потратят. Вот как планируется с ним поступить в разных регионах России.

В Прикамье, например, планируют поднять планку налога в пять раз, а планируемое поступление в размере 830 миллионов рублей направят на поддержку местных муниципалитетов, без оговорки, что те отремонтируют или построят дороги.

В Уфе вообще никто не знает, куда пойдёт этот налог, а расчетами по его увеличению или уменьшению только ещё собираются заняться. Раньше транспортный налог шёл в специальный фонд развития дорожной инфраструктуры. Теперь такого фонда нет, и все поступающие деньги направляются в областной бюджет и там тратятся на усмотрение администрации, в том числе на строительство детских садов, больниц, парков и других нужных области объектов.

В Чувашии налог увеличат на 25%. Это позволит республике получить дополнительный доход в размере 47 млн рублей. Глава Минфина Чувашии Николай Смирнов называет эти деньги «компенсацией бюджета в условиях реального падения экономики». При этом он замечает, что, поскольку начиная со следующего года государство больше не финансирует детские пособия, коммунальные услуги ветеранам и труженикам тыла и ещё ряд других пособий, повышение налога поможет подлатать эти «дыры» в бюджете Чувашии.

По словам заместителя директора департамента финансов Краснодара Елены Чулковой, бюджетные средства расходуются и на здравоохранение, и на заработную плату бюджетникам, и на медикаменты, и на питание учащихся в школах – то есть на все общебюджетные расходы, в том числе и на расширение дорог и ликвидацию пробок.

Администрация Омской области утверждает, что у них транспортный налог расходуется исключительно по назначению. И повышение ставок налога, который в этом регионе самый низкий по сравнению с другими, обещает существенное улучшение состояния дорог.

Аналогичный ответ дают и в Кировской области. Как уверяет губернатор Никита Белых, других источников для обеспечения содержания дорог, кроме повышения ставки налога, нет.

Из всего вышесказанного следует, что, платя транспортный налог, сегодняшний автомобилист не обязательно получит хорошие дороги в том регионе, где он проживает. Перестав быть целевым, налог может быть направлен и на другие потребности регионов. А это значит, что само название налога – транспортный – перестаёт быть правильным, а значит и справедливым. Никто не спорит, что отчисление денег детским садам и школам – дело благородное, но почему тогда взимают только с тех, кто имеет машину? Разве люди, пользующиеся общественным транспортом, или те, кто ходит пешком, не в ответе за детские сады, школы и больницы? И почему владельцы не имеют права знать, сколько именно от заплаченного ими налога идёт конкретно на ремонт и строительство дорог? Или хотя бы что планируется сделать в этом направлении?

А пока этого нет, напрасно взывать к совести простого российского гражданина, который не платит транспортный налог. Тем более что на сегодняшний день статистика выглядит удручающе.

По данным экономиста Михаила Делягина, 47 % российских автомобилистов считают состояние российских дорог неудовлетворительным. На Дальнем Востоке состояние дорог считает неудовлетворительным 67% опрошенных. И это понятно: так называемая федеральная трасс «Лена» – это кошмар, фотографии которого ходят по всему российскому Интернету уже лет пять. Это глиняное пространство, по которому не каждый танк проедет. Там ездят с гусеничными тягачами. В целом по России 39% опрошенных оценивают состояние дорог в своем регионе как «удовлетворительное», но уточняют, что хорошим можно назвать только состояние центральных улиц, а второстепенные дороги разбиты. «Хорошим» состояние дорог в своем регионе считают 13% опрошенных. Но понятие «хорошая дорога» в представлении российских водителей – это та, по которой «можно ездить»! Таким образом, 86 % российских дорог — это то, по чему ездить нельзя.

Отсюда и налоговые органы, хоть пока неофициально, но понемногу выражают беспокойство по поводу того, что собираемость налога низкая. А с повышением ставки она упадёт ещё больше. На сегодняшний день в одном только Санкт-Петербурге ежегодно налог не платят тысячи человек, а по данным Петербуржского УФНС, общая задолженность по транспортному налогу на сегодняшний день составляет более 500 миллионов рублей.

Администрация Калуги тоже бьёт тревогу: за первое полугодие 2009 г. недоимка по налогу составила более 60 миллионов рублей. Сейчас владельцу автомобиля выгоднее платить сторублёвые штрафы за неуплату налога, чем каждый год выкладывать за своё авто 18-20 тысяч. Если ставка налога возрастёт, неплательщиков будет ещё больше. И этот факт не вызовет общественного порицания, поскольку причитающихся им дорожных благ автолюбители могут и не получить – за что же тогда платить?

Исходя из этого, более справедливым было бы принять предложение депутатов Волгоградской городской думы о замене существующего транспортного налога налогом на топливо. Т.е. заложить этот налог в каждый литр бензина или солярки, заливаемых в бак машины. Дорог это, правда, не улучшит, зато решится хотя бы одна сторона несправедливости: те, кто пользуется машиной только от случая к случаю, будут платить существенно меньше. Но это предложение так и не нашло поддержки в правительстве.

Но правительство новых путей и не искало. Введение любого налога – это и так очередное залезание в карман рядовых граждан, в условиях кризиса особенно болезненное. Так почему бы не отнестись с уважением к тем же налогоплательщикам, сделав его хотя бы более-менее справедливым?

Сергей Василенков

2) расчет уровня существенности и приемлемого аудиторского риска;

3) работа по организации аудита;

4) разработка и согласование общего плана и программы аудита;

5) подписание договора на аудиторскую проверку.

Сбор аудиторских доказательств (рабочий этап):

1) получение надлежащих аудиторских доказательств;

2) проведение детального комплекса тестов внутреннего контроля;

3) процедуры проверки по существу:

а) детальные тесты;

б) аналитические процедуры;

в) оценка прогнозной информации;

4) уточнение приемлемого уровня аудиторского риска, существенности;

5) документирование аудиторских процедур.

Завершение аудита (завершающий этап):

1) завершение подготовки рабочей документации;

2) информирование руководства аудируемого лица о выявленных нарушениях в системе бухгалтерского учета;

3) расчет степени влияния выявленных и неисправленных аудируемым лицом искажений на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов:

а) подготовка отчета для аудируемого лица;

б) подготовка и представление аудиторского заключения;

5) подписание акта приема-сдачи выполненных работ.

Вопросы по планированию аудита рассмотрены в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

деятельность аудируемого лица;

характер системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

предполагаемые уровень риска и существенность;

характер, временные рамки и объем процедур;

координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;

прочие аспекты.

По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия аудита, т. е. что именно должно быть проверено и каким образом. Определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются мало значимыми (не существенными) для аудита и могут не проверяться.

Определяются статьи баланса и показатели отчетности, в ходе аудита которых должны быть проанализированы их состав, структура, выявлены и оценены факторы, повлиявшие на их изменение по сравнению с предыдущим периодом либо с запланированным уровнем и пр.

К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

К областям, мало значимым для аудита (не существенным), могут быть отнесены те, операции по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный объем, а также те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

Таким образом, общий план должен: быть оформлен документально; содержать объем проверки и порядок ее проведения.

В соответствии с Федеральными стандартами аудита подготовка программы аудита осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита – набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в плане аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих документах.

Аудитор должен проверить наличие транспортных средств на предприятии и их регистрацию в соответствии с НК РФ.

В случае если транспортные средства не все или не в полном объеме зарегистрированы, то аудитор должен отразить данный факт в рабочих документах и учесть его при составлении аудиторского заключения.

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с #M12291 9034972Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94#S автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование.

При проверке используются следующие нормативные документы:
1. Налоговый кодекс (гл. 28, ч. 2).
2. Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее — Методические рекомендации).
3. Приказы Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения» (далее — Приказ N 65н), от 23.03.2006 N 48н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению» (далее — Приказ N 48н).
4. Письма ФНС РФ от 22.11.2007 N 11-0-09/1357 «О транспортном налоге», от 06.07.2007 N 18-0-09/0204, от 07.06.2007 N 04-3-04/000649 «О транспортном налоге», от 19.09.2006 N 21-4-04/384@, от 18.07.2006 N 21-5-05/61@.
5. Письма Минфина РФ от 29.11.2006 N 03-06-01-02/48, от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15.
Могут быть использованы дополнительные источники информации:
1. Учредительные документы, положения.
2. Учетная политика учреждения.
3. Договоры купли-продажи транспортных средств (ТС).
4. Паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС и иные документы, подтверждающие регистрацию транспорта и права на него.
5. Накладные, счета, счета-фактуры и иные платежные документы.
6. Платежные поручения и иные денежно-расчетные документы.
7. Налоговые декларации по транспортному налогу.
8. Налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу.
9. Регистры бюджетного и налогового учета.
10. Главная книга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *