Разглашение банковской тайны

Содержание

Что называют «банковской тайной»?

Банковская тайна – это фактически особенная информация, которую узнает кредитная организация, осуществляющая банковскую деятельность. Также ее могут узнать некоторые другие лица, — от кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней.

Банковская тайна регулируется правовыми нормами, которые устанавливают следующее:

  1. Правовое положение субъектов правоотношений – по вопросам использования, предоставления и охраны информации, которой владеет банковское учреждение.
  2. Содержание информации, которая находится в статусе такого режима.
  3. Условия и порядок, согласно которым будет предоставлена и использована информация, которой обладает кредитное учреждение.
  4. Порядок правовой информационной защиты. Сюда входит и ответственность, если такая информация будет разглашена.

В России информация, являющаяся банковской тайной, строго очерчена на законодательном уровне. Но благодаря формулировкам законов есть возможности для их различного толкования.

Согласно законодательству, тайна гарантируется в следующих случаях

  • банковский счет,
  • банковский вклад
  • операции по счету и сведений о клиенте,
  • какие-либо операции,
  • счета о вкладах собственных клиентов,
  • иные сведения, устанавливаемые кредитным учреждением – если федеральным законом не предусмотрено иное.

Каким образом соотносятся банковская и коммерческая тайны?

По мнению некоторых исследователей, банковской тайной является особая разновидность коммерческой тайны. Такая позиция оспорима, поскольку между банковской тайной и коммерческой есть существенные различия.

    1. Банковская тайна – законная и не зависит от волеизъявления субъектов правоотношений по поводу ее охраны. Коммерческая тайна же если наоборот – одностороннее объявление. Банковская тайна, согласно закону, обладает собственным содержанием, субъектами, порядком предоставления.
    2. Важнейший признак банковской тайны – факт предоставления конфиденциальной информации клиентом банку с целью обеспечить надлежащее оказание банком определенных услуг по договору с клиентом. Таким образом, передаваемые сведения обладают вспомогательным характером по отношению к заключенному между кредитной организацией и клиентом договору. Согласно данному договору, банк должен хранить банковскую тайну – это также входит в его обязательства.
    3. Обязанность охранять банковскую тайну довольно относительна: одно обязанное лицо (кредитное учреждение) противостоит одному управомоченному лицу (клиенту). Наоборот, если тайна коммерческая – то охранные отношения являются абсолютными: одному управомоченному лицу (он считается обладателем информации) противостоят неопределенные лица, обязанные охранять данную информацию.
  1. Обязательный признак коммерческой тайны – то, что ее обладатель должен принять меры и защищать ее конфиденциальность. Другими словами, носитель коммерческой тайны всегда занимается ее охраной, исходя из собственных личных интересов. Для банковской же тайны имеет значение следующий факт – они обязаны охранять конфиденциальность сведений только за собственниками и пользователями информации в интересах обладателя (а не за самим обладателем информации).
  2. Коммерческая тайна может быть предметом сделки (к примеру, такая информация может быть передана иному лицу за определенную денежную сумму). Банковскую же тайну нельзя передавать по сделкам с третьими лицами.

Соотношение банковской тайны и служебной тайны

В действующем законодательстве также отсутствует легальное определение понятия «служебная тайна».

ГК РФ говорит о том, что информация является служебной тайной в том случае, если информация эта действительно или потенциально обладает коммерческой ценностью – то есть она неизвестна третьим лицам, ее нельзя найти в свободном доступе на законных основаниях, а также, если обладатель информации осуществляет защиту ее конфиденциальности. Сведения, которые не являются служебной тайной, определяет закон и иные правовые акты.

Таким образом, законом определяются следующие признаки служебной тайны:

  1. Наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности.
  2. Обладатель информации занимается ее охраной.

Как уже было сказано при сравнении банковской и коммерческой тайны, данные характеристики не обязательны для банковской тайны.

Информация, являющаяся охраняемой законом тайной третьих лиц (коммерческой, личной, семейной, банковской) иногда является и служебной тайной, — если ее получил представитель государственного или муниципального органа, исполняя свои служебные обязанности.

О гарантах и хранителях банковской тайны

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

  1. Банковская тайна гарантируется кредитными организациями, Банком России и организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентством по страхованию вкладов).
  2. Все работники банковского учреждения обязательно должны хранить тайну.
  3. У банка России, АСВ нет права на разглашение сведений, полученных ими в результате выполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций.
  4. У аудиторских организаций нет права на раскрытие третьим лицам сведений, полученных в ходе исполняемых ими проверочных работ.
  5. У уполномоченного органа, занимающегося мерами по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нет права на раскрытие третьим лицам информации, полученной от банковских учреждений (согласно законодательству).
  6. В случае, если Банк России, АСВ, иные различные организации, разглашают банковскую тайну – они несут ответственность и возмещают нанесенный ущерб.

Соблюдать особенный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны также обязательно должны следующие лица:

  • таможенные органы;
  • налоговые органы;
  • органы и агенты валютного контроля;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам – уполномоченный государственный орган, занимающийся контролем и надзором за деятельностью бюро кредитных историй.
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Иные субъекты, такие как, прокурорские работники, инспекторы Счетной палаты обязаны соблюдать режим конфиденциальности сведений согласно общему принципу – «хранить охраняемую законодательством тайну».

Что относится к банковской тайне?

Правовое понятие банковской тайны обычно подразумевает весь массив данных, который клиент добровольно предает в распоряжение финансового учреждения для получения конкретных услуг. Банкам запрещается рассекречивать данные, которые предоставляются в заявках и анкетах. Речь зачастую идет об оригиналах договоров, заверенных у нотариуса копиях различных документов, выписках из действующих банковских счетов, паспортных и контактных данных клиента. Весь перечень конфиденциальной информации указан в действующем законе, регулирующем процесс деятельности банков.

Сейчас банковская тайна включает:

  1. Реквизиты юридических лиц.
  2. Паспортные и контактные данные физических лиц.
  3. Данные касательно уровня располагаемого клиентом дохода.
  4. Финансовые реквизиты банковских карт и всевозможных типов расчетных счетов.
  5. Информацию об имущественных правах, включая залоговое и полученное в кредит имущество.
  6. Данные об открытии или закрытии счетов (номер, валюта, тип, срок действия и дата подписания соглашения).
  7. Финансовые сводки о выполненных транзакциях, движении денежных средств и общем объеме операций.

Основной перечень сведений, которые официально составляют банковскую тайну, требуется финансовым учреждениям для ведения операционной деятельности и составления общего бухгалтерского баланса предприятия. Предоставляемая личная или корпоративная информация может разглашаться только после согласования с клиентом условий рассекречивания отдельных данных. За умышленную передачу секретной информации третьим лицам в целях получения выгоды предусмотрено уголовное наказание. Государственные органы получают доступ к конфиденциальным данным без согласия клиента и банка в рамках процедуры сбора информации для формирования аналитических отчетов, проведения проверок и расследования преступлений.

Вопрос раскрытия информации, являющейся банковской тайной

Кредитная организация обязана осуществлять предоставление сведений, являющихся банковской тайной исключительно в законодательно закрепленных случаях.

Исключениями из банковской тайны могут выступать конкретно установленные законодательством основания.

В статье 857-й ГК РФ закреплено то, что сведения, являющиеся банковской тайной, могут предоставляться только самим клиентам или их представителям. Государственные органы и их должностные лица могут получить подобные сведения исключительно в случаях и в порядке, установленном законодательством.

Самый подробный перечень подобных случаев содержит Закон о банках. При этом иными федеральными законами устанавливается детализация полномочий и процедура получения определенных необходимых сведений. Ситуации предоставления сведений, которые являются банковской тайной, обычно классифицируются по различным основаниям.

Первый классификационный критерий – согласен или же нет, клиент банковского учреждения раскрыть эту информацию.

Второй случай, когда может быть предоставлена банковская тайна – зависит от порядка и формы их предоставления.

Например, на раскрытие информации может влиять следующее:

  1. Специальные запросы. Их осуществляют государственные органы, высылая справки или отдельные документы.
  2. Отчетная или иная обобщенная документация кредитного учреждения (аудиторы, Банк России).
  3. Порядок уведомления – здесь не нужен предварительный запрос государственных органов о том, что есть определенные, предусмотренные законом обстоятельства в отношении определенного банковского клиента.
  4. Комитет по финансовому мониторингу – в силу законодательного предписания, если выявлены установленные признаки.

Третье основание классификации – это статус лица, которого касаются предоставляемые банком факты. Так, Банковский закон предусматривает разные критерии, по которым могут быть предоставлены сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Теперь перейдем к полномочиям, которыми обладают различные пользователи информации, являющейся банковской тайной, а также к основаниям, по которым им предоставляются сведения.

Раскрытие банковской тайны налоговыми органами

Само собой, наиболее важным значением институт банковской тайны обладает, когда дело касается взаимоотношений налоговых органов и кредитных организаций. Налоговые органы стараются узнать как можно больше информации за как можно более короткий временной период от банковских учреждений. В свою очередь, банковские учреждения должны в первую очередь заниматься защитой клиентских интересов, поскольку именно клиенты – источник их благополучия. Таким образом, очевиден конфликт интересов.

Согласно банковскому закону, налоговые органы могут заниматься получением справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно Налоговому Кодексу РФ, у налоговых органов довольно широкие полномочия в отношении получения от банковских учреждений информации по клиентам последних:

  1. Банки осуществляют открытие счетов учреждениям, ИП только в том случае, если предъявлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  2. Банки должны сообщать, когда открывается или закрывается счет учреждения, индивидуального предпринимателя, налоговому органу по места их учета. Срок – пять дней с того момента, как был открыт или закрыт такой счет.
  3. Банки должны заниматься выдачей налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делается это согласно законодательству Российской Федерации, в пятидневный срок, после того, как появился мотивированный запрос налогового органа.
  4. У налоговых органов есть право требования от банков документов. Документы эти должны подтверждать, что платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов о списании со счетов клиентов налоговых сумм, пеней и штрафов, исполнены.
  5. Если налоговые органы считают, что банк обладает всеми необходимыми для них документами, то у них есть право истребования этих документов у банка. Действует это только в том случае, если есть основания для проведения в отношении него проверки.

Выбор между справкой и документом

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию. Сюда же относится и информация, являющаяся банковской тайной. Суд считает, что в данном случае хранить тайну вклада физического лица должен институт налоговой тайны.

Раскрытие банковской тайны правоохранительным органам

Банковским законом установлено, что предоставление справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правоохранительным органам, должно осуществляться в том случае, если выполнены два условия:

  1. Информация прямо относится к делу, которое находится в компетенции этого органа.
  2. Есть согласие прокурора.

Если это налоговые преступления – по закону банковская тайна может быть раскрыта даже без возбуждения уголовного дела. Так, предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам внутренних дел выдает кредитная организация, — если они выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления.

Если это досудебное производство, банковскую тайну можно получить, проводя следственные действия (в порядке, который установлен УПК РФ). Извлекать документы с информацией о вкладах и счетах клиентов в банковских учреждениях можно только по судебному решению. Конституционным судом распространены эти требования УПК РФ и касательно обыска – если при его проведении изымаются банковские документы, так как «требование о производстве выемки … только по итогам судебного решения обусловлено не особенностями проводимого в этих целях одноименного следственного действия, а специфическим характером содержащейся в изымаемых предметах и документах информации». Поэтому судебное решение необходимо в любом случае – и совершенно неважно, обыск это – или выемка.

В законодательстве РФ отсутствуют специальные указание на то, когда судами должна быть дана санкция на доступ к банковской информации, а в каких – должно быть отказано. Считается, что данный вопрос должен решаться в зависимости от степени обоснованности подозрений следователя и решать должен суд.

Раскрытие банковской тайны судебным приставам-исполнителям

Согласно банковскому закону, судебные приставы не имеют права на доступ к банковской тайне. В федеральном законе «О судебных приставах» отсутствуют специальные положения о порядке доступа к банковской информации. У них есть лишь общее право «получить, совершая исполнительные действия, нужную информацию, объяснения и справки». В итоге, Конституционным судом РФ было признано, что судебные приставы-исполнители имеют право на запрос и получение в банковских учреждениях необходимых сведений о вкладах физических лиц. Мысля логически, все эти правила относятся равноценно и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом постановление выделяет три квалифицирующих признака этого права:

  1. Реализация права в связи с тем, что исполняется постановление суда.
  2. Реализация права в пределах, которые определены судебным постановлением.
  3. Предоставление сведений осуществляется лишь в том размере, который необходим, чтобы исполнить исполнительный документ.

Права других пользователей информации, составляющей банковскую тайну

Получить информацию, относящуюся к банковской тайне, в виде справки, также могут:

  1. Суда
  2. Арбитражные суда (судьи)
  3. Счетная палата Российской Федерации
  4. Таможенные органы
  5. Агентство по страхованию вкладов
  6. Если банковский клиент умирает – нотариус, физическое лицо, указанное в завещательном письме клиента, а также иностранные консульские учреждения.

Ознакомиться с банковскими документами, являющимися банковской тайной, имеет право Банк России.

Российская Федерация обладает перечнем лиц, которым банковское учреждение должно предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне (перечень определяет федеральный закон). Такими законами являются не только Банковский закон, но и законы, занимающиеся контролем деятельности конкретных государственных органов и организаций. Это действует в том случае, если Банковский закон вообще не предоставил этому государственному органу или должностному лицу право доступа к банковской тайне (это касается судебных приставов).

Вопрос предоставления информации с клиентского согласия

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

Другие исключения из банковской тайны

Сведения, являющиеся банковской тайной, могут стать известными третьим лицам также, если произошла уступка этим лицам банковских требований к клиенту. Арбитражной практикой допускается уступка банковского требования о взыскании с пользователя-должника кредитной суммы и начисленных процентов даже в том случае, если новый кредитор – не кредитная организация.

Так, в одном случае арбитражным судом первой инстанции был сделан вывод, что новый кредитор (не кредитная организация), встав на место предыдущего кредитора по кредитному договору (банка) приобретает все права и обязанности кредитора, в том числе и право на получение сведений, являющихся банковской тайной заемщика. Так как новый кредитор не был обязан охранять банковскую тайну, произошло ограничение гарантированных законом прав банковского клиента. В результате договор цессии был назван ничтожным.

Далее, судом кассационной инстанции было дано опровержение данного вывода и указано, что на тот момент, когда новый кредитор вступал в отношения с ответчиком, он обладал только одним правом – мог требовать задолженность. Все другие виды прав на тот момент «были неактуальны для кредитора». Кассационной инстанцией также было указано, что необходимо соблюдать правило об особенном субъектном составе кредитного договора, так как новый кредитор появляется в кредитном договоре после того, как первоначальный кредитор исполнил действия, подлежащие лицензированию. Опровергли и выводы должника о том, что личность кредитора обладает существенным значением в этом обязательстве. В конечном итоге, решение арбитражного суда первой инстанции просто отменили.

В другой ситуации банком была совершена уступка требования из кредитного договора иному банковскому учреждению, который, в свой черед, еще раз его переуступил иному лицу. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций был сделан вывод, что личность кредитора не обладает существенным значением в этом обязательстве.

Таким образом, судами допускается уступка требований по кредитным договорам. Факт нарушения банковской тайны не является основанием для того, чтобы сделка по передаче данного права была признана недействительной.

Ответственность за разглашенную банковскую тайну

Банковским законом предусмотрена ответственность, которую несут владельцы и пользователи банковской тайны за ее разглашение. Например, ответственность может быть наложена на Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, кредитную, аудиторскую и иную организацию, уполномоченные органы, осуществляющие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностных лиц и их работников.

Ответственность иных пользователей банковской тайны предусматривает закон об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты, для таможенных органов и так далее.

В случае разглашения банковской тайны российское законодательство предусматривает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Уголовная ответственность за разглашение банковской тайны

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за незаконное получение и разглашении информации, являющейся коммерческой, налоговой или банковской тайной. Эта статья располагается в главе УК РФ – «Преступления в сфере экономической деятельности», чем и определяется видовой объект преступления. Объектом этого преступления могут быть как отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так и отношения по осуществлению «иной экономической» деятельности.

Согласно статье 183-й УК РФ есть четыре состава преступления, первые два из которых являются формальными (существует лишь факт нарушения, вредоносных последствий может и не быть). В третьем и четвертом прибавляется и материальный фактор (обязательные элементы – всегда вредоносные последствия).

Так, первой частью предусмотрена ответственность за сбор информации, являющейся банковской тайной. Частью второй – за распространение или использование подобных сведений, частью третьей – за совершение тех же деяний вследствие корыстных побуждений или с причинением крупного ущерба, а частью четвертой – если возникли тяжкие последствия.

Объективная сторона правонарушения определяется незаконностью совершения указанных действий. Часть первая говорит о таких способах собирания сведений: похищении документов, подкупе, угрозах, ином незаконном способе. Последний, в данном конкретном случае означает завладение информацией с помощью конкретной техники негласного получения информации, незаконное проникновение в компьютерную сеть.

Субъект преступления по УК РФ может быть любым деликтоспособным лицом, а по второй части, возможно, привлечение к ответственности лишь специальных субъектов – лиц, которым доверили банковскую тайну или сообщили по службе – например, сюда относят служащих кредитных организаций.

За преступления по ст. 183-й Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрен штраф до 80000 рублей, в том числе возможно лишение права на работу на определенных должностях, либо могут лишить свободы. Срок лишения свободы по формальным составам соответственно не превышает два или года. Если состав материальный – соответственно пять и десять лет.

Привлечение к административной ответственности за разглашение банковской тайны

Если разглашена информация, являющаяся банковской тайной, то это административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если брать в расчет данную статью, ответственность наступает за разглашенную информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом (исключение составляют случаи, если разглашение такой информации приводит к уголовной ответственности).

Субъект такого правонарушения всегда является лишь физическим лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Указанное правонарушение физическим лицом приводит к наказанию – и это административный штраф (размер которого — до 1000 рублей).

Если установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах – банковских клиентах нарушается – это влечет для физического или юридического лица ответственность по ст. 13.11 КоАП Российской Федерации.

Эта статья охраняет персональные данные о гражданах. Как гласит статья 2-я Закона об информации, персональными данными называют информацию о факте, событии и обстоятельстве жизни клиента, благодаря которым возможна идентификация его личности. Эти данные могут также быть данными о клиенте банковского учреждения и являться банковской тайной. Поэтому, если будет нарушена банковская тайна, касающаяся персональных данных – возможно привлечение к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ в форме административного штрафа. При этом субъекты этого правонарушения могут быть не обязательно кредитными организациями и их служащими, а любыми пользователями банковской тайны.

В иных случаях, нарушенная обязанность пользователя информации по хранению банковской тайны – это основание лишить виновное лицо специальной правоспособности. Так, если не исполнена обязанность БКИ по защите информации – уполномоченный государственный орган может в судебном порядке требовать исключить БКИ из государственного реестра БКИ.

Фактически, единственный вид используемой на практике ответственности в области банковской тайны – это ответственность кредитных учреждений за непредставленную или несвоевременно представленную информацию налоговым структурам. Стоит отметить, что такие случаи совсем не являются редкими, а в арбитражной практике нет определенного единообразия.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что если банковское учреждение разгласит информацию, являющуюся банковской тайной, у клиента, права которого нарушили, есть право требования от банковского учреждения возмещения причиненных убытков.

Банковским законом установлено, что ответственность за разглашение банковской тайны также налагается и на рабочий персонал кредитных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных фактов, клиент с нарушенными правами имеет право на обращение с исковым заявлением о возмещении убытков. Заявление может быть как к банковскому учреждению, так и к его конкретному работнику. В одном случае данное положение гарантирует, что причиненные убытки будут взысканы с виновного лица, в другом – это еще одно подтверждение того, что институт банковской тайны носит публично-частный характер.

Меры гражданско-правовой ответственности могут быть возмещением убытков и возмещением морального вреда. Как гласит общее правило, вред, который причинен личности или имуществу клиента, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в итоге разглашения банковской тайны гражданин получил моральный вред (это касается физических или нравственных страданий), судом может быть возложена на виновное лицо обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В данный временной период нет опубликованной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за разглашение сведений, относящихся к банковской тайне.

В случае, если лицо, которому банковская организация на законных основаниях передает информацию, являющуюся банковской тайной, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяют общие положения п. 10 статьи 26-й Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба.

Нужна консультация юриста? Пишите или звоните!

Примеры практики – судебные решения и приговоры по статье 183 УК РФ

В 2014 году Савеловским районным судом г. Москвы был вынесен приговор в отношении гражданина В.Н. Загороднюка руководителя планово-аналитического отдела Департамента маркетинга известной московской фирмы.

Суть обвинения состояла в том, что осуждённый, как лицо, имеющее доступ к сведениям, которые представляли из себя тайну коммерческого характера, незаконно распространял эти сведения, предлагая их другим лицам и представителям конкурирующей фирмы в другой республике за денежное вознаграждение.

Таким способом он распространял следующие данные:

  • об уникальных сведениях о товарах;
  • о постоянных и новых клиентах фирмы;
  • о заключённых фирмой договорах;
  • о финансовых вопросах;
  • о движениях марок акцизного типа;
  • об учёте продукции и т.д.

Помимо этих сведений, он добывал для перепродажи секретные сведения, к которым у него не было доступа, с помощью подкупа.

Информация о деятельности осуждённого была получена органами полиции через заявление одного из работников фирмы.

Путём проведения мероприятий оперативно – розыскного характера и внедрения сотрудника полиции, обвиняемый был уличён в передаче конфиденциальной информации третьему лицу.

В результате гражданина Загороднюка приговорили к шести месяцам на исправительных работах, удерживая при этом десять процентов от его заработной платы в пользу государства.

В последнее время преступность, связанная с разглашением коммерческой, налоговой или банковской тайны, пошла на спад. Причиной этому является ужесточения наказания за её незаконное распространение.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает в том случае, если были разглашены личные данные человека, создавшие угрозу его частной жизни, затронули его безопасность или предоставили для общего доступа сведения, которые не подлежат огласке и охраняются законами РФ. За подобные деяния отвечает статья 137 Уголовного Кодекса, именуемая «нарушение неприкосновенности частной жизни», которая включает в себя три пункта:

Часть первая статьи 137 УК РФ. Рассматривает незаконный сбор сведений о личной жизни гражданина, распространение этой информации, а так же распространение личных и семейных тайн гражданина посредством выступлений либо произведений для массовой демонстрации. Наказывается:

  • Штрафом до 200 000 рублей;
  • Штрафом в размере дохода виновного за полтора года;
  • Обязательными работами до 360 часов;
  • Исправительными работами сроком до года;
  • Принудительными работами на 2 года;
  • Четырьмя месяцами ареста;
  • Двумя годами лишения свободы.

Часть вторая статьи 137 УК РФ. Рассматривает все то же преступление но с той оговоркой, что информация была получена или распространена с помощью служебного положения виновного. Наказывается следующими способами:

  • 100 000 – 300 000 рублей штрафа;
  • 4 года принудительных работ;
  • 6 месяцев ареста;
  • До 4 лет лишения свободы;
  • Лишение права заниматься определенным видом деятельности, дающим полномочия, на срок до 5 лет.

Часть третья статьи 137 УК РФ. Она так же рассматривает распространение сведений публичным путем, но затрагивает только те данные, которые касаются преступлений, совершенных по отношению к несовершеннолетнему. А также совершенных путем причинения значительных физических или моральных страданий. То есть эта часть рассматривает распространение любых сведений, касающихся значительных преступлений и их влияния на личность потерпевшего. Наказанием будут выступать:

  • Штраф от 150 000 до 300 000 рублей;
  • Штраф в размере заработка виновного за период до 3х лет;
  • До 5 лет принудительных работ;
  • До 6 месяцев ареста;
  • До 5 лет лишения свободы;
  • Запрет на ведение деятельности, дающей определенные полномочия, на срок до 6 лет.

Что еще можно требовать?

Многих граждан, чьи личные сведения были разглашены, совсем не устраивает стандартное наказание, которое может быть назначено за подобное преступление. В связи с этим пострадавший имеет полное право подать на обидчика в суд, потребовав у него выплаты компенсации. При этом требовать можно исключительно компенсацию за моральный ущерб, так как при разглашении сведений физического вреда не наступает.

Компенсация за моральный ущерб – понятие достаточно сложное. Это денежное взыскание, которое пострадавший может требовать за причиненные ему страдания и неудобства, вызванные разглашением его персональных данных или личных сведений. Потребовать её можно как во время разбирательства, подав ходатайство, так и с помощью отдельного самостоятельного иска. При этом размер её определяете вы сами, но он может быть уменьшен как по требованию суда, так и по просьбе ответчика. Если вы хотите подавать требования о выплате компенсаций за моральный ущерб, то полезным будет помощь юриста – только он сможет установить точный размер и подготовить бумаги.

Общие понятия

Начать стоит с самого понятия «Персональные данные». С юридической точки зрения ими являются любые сведения из документов гражданина, не подлежащие огласке, а так же вся информация, которая должна храниться в секрете в соответствии с определенными нормативами и законами. При этом под данное понятие зачастую подводят различные личные сведения о человеке, его секретную и не предназначенную для разглашения огласку. Именно из – за этого может возникнуть путаница в определении ответственности и самого правонарушения. Так что мы рассмотрим разглашение личной информации и как административное, и как уголовное правонарушение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *