С 1 января 2018 года изменяется понятие валютного резидентства в отношении физлиц

Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, «валютным резидентом» признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.

С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» («Закон»)

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):

  • валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ — п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)

То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операций, к предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам — ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:

  • запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году — следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что «валютные операции между резидентами запрещены».

Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ. Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):

  • требования к порядку открытия счетов, к проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней — ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
    • НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
    • НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
    • НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
    • совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ — п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
  • физические лица — резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом — ч.8 ст.12 Закона

При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета. Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г. срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г. (при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г. данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.

Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.

Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:

  • ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации — п.14 ч.4 ст.23 Закона

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к «норме о 183 днях» — как следует из п.14 ч.4 ст.23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году — они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС. Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.

Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):

Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.

  • с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
    • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ — абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
    • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства — абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
  • физические лица — резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами — из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова «не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ»)

Важно для всех:

  • законодательно определяется, что признается «налоговым органом по месту учета». Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
    • налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
    • в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
    • при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
    • в случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления <…>, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии — абз.3 ч.4 ст.12 Закона
  • на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента — абз.1 ч.5 ст.12 Закона

Thursday, January 11, 2018 С 14 мая 2018 года вступили в силу изменения в закон о валютном регулировании и КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ. Установлены новые требования при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
1. Требования к контракту ВЭД. В контрактах обязательно должны быть указаны конкретные сроки, за которые каждая сторона исполнит свои обязательства. Применение «расплывчатых» формулировок, привязка сроков к внешним событиям, действиям третьих лиц теперь является нарушением законодательства о валютном регулировании. Это может повлечь блокировку сделки со стороны банка, применение к российской стороне контракта мер административной ответственности.
Именно об этих сроках (а не предельных, ориентировочных и т.п.) нужно будет предоставлять информацию в банк.
2.Расширены основания для отказа со стороны уполномоченных банков в осуществлении валютной операции.Если раньше контроль сводился к формальному анализу представленных документов, теперь отказ возможен практически при любом нарушении валютного законодательства.
В свою очередь на банки возлагается обязанность более серьезного контроля за соблюдением участниками ВЭД требований валютного законодательства. Об отказе в операции банк письменно сообщит не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения.
3.Устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушение требований валютного законодательства. Теперь к административной ответственности могут быть привлечены не только сами компании- участники ВЭД, но и их руководство. Штрафы для руководителей за каждое нарушение предусмотрены в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. При этом если в период действия наказания будет выявлено повторное нарушение валютного законодательства, суд дисквалифицирует должностное лицо на срок от полугода до трех лет.
АК «ТоргПромПраво»
Основание: Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Что это такое?

СПД представляет собой форму учета финансовых операций, осуществляемых в иностранной валюте. Бланк и сроки представления документа определены ЦБ РФ в инструкции №138-И. Справка является сопроводительной описью, которая призвана подтверждать наличие документов на конкретную сделку:

  • декларации на различные виды товаров;
  • статистические формы учета;
  • акты приема и передачи;
  • проводимые счета;
  • другие деловые бумаги, оформленные в рамках международных правил.

Для учета операций с валютой используется справка о подтверждающих документах

Пояснение: представляемые бумаги должны подтверждать факт ввоза или вывоза каких-либо товаров, оказания тех или иных услуг или выполнения различных видов работ, а также передачи информационных данных или результатов интеллектуальной собственности. При необходимости можно осуществлять поиск контрагента по ИНН.

Когда необходима?

СПД обязаны заполнять и направлять в соответствующие учреждения резиденты РФ при импорте товаров на сумму 3 млн рублей и выше, а также при экспортных операциях с суммой платежей от 6 млн рублей. Заключенный контракт в этом случае обязательно ставится на учет в соответствующую кредитную организацию, при этом предоставлять его необязательно.

Подтверждать документы посредством оформления справки не требуется только в двух случаях:

  • при заключении договоров по страхованию, аренде, предоставлению услуг связи и лизингу, когда предусмотрены фиксированные платежи, совершаемые с определенной периодичностью;
  • при осуществлении закрытия паспорта сделки непосредственно по договору уступки права требования или перевода задолженности на иное лицо, которое является резидентом РФ.

Важно: если человек работает за рубежом по контракту нерезидента, то заполнять СПД для сдачи нет необходимости. В этот момент он находится под юрисдикцией другого государства.

Срок предоставления

Справка подается в пятнадцатидневный срок после месяца, в котором осуществлялось оформление подтверждающих документов (или на них ставились отметки представителей таможни). Основным ориентиром является дата ввоза и вывоза товара или тот момент, когда договор вступил в законную силу. Если подобные сведения отсутствуют, то за основу берется дата составления предоставляемых документов.

При изменении данных, указанных в СПД для валютного контроля, должна быть предоставлена корректирующая справка в течение 15 рабочих дней сразу после даты оформления новых документов. Если условия договора позволяют банку вносить изменения, то необходимо приложить бумаги, согласно которым требуется произвести корректировку данных, в тот же период.

Установленные штрафы

Валютным контролем установлены сроки предоставления справки о подтверждающих документах. При несвоевременной подаче придется заплатить штраф. При открытии ООО и других организаций это необходимо учитывать.

Период просрочки в сутках

Сумма штрафа в рублях

Для юридических лиц

Для ИП и должностных лиц

1-10

5000-15000

500-1000

10-30

20000-30000

2000-3000

>30

40000-50000

4000-5000

Бланк справки о подтверждающих документах

Образец заполнения справки о подтверждающих документах

Для оформления СПД предназначается специальная форма 0406010, установленная ЦБ РФ – надзорным органом, который осуществляет валютный контроль. Сначала заполняется заголовочная часть формы. В графе «Наименование банка УК» необходимо указать полное или фирменное название банковского учреждения, куда предоставляется справка.

В поле «Наименование резидента» прописывается название юридического лица, при этом обязательно отражается его организационно-правовая форма. Если бланк заполняется индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, занимающимся частной практикой, то в графе пишутся фамилия, имя и отчество. Ниже указывается дата составления СПД в международном формате, если банк не требует иного.

Примечание: с 1 марта 2018 года исчезла графа «номер паспорта сделки», так как этот документ был отменен. На учет банковскими структурами ставятся непосредственно сами контракты.

Далее заполняется поле «Уникальный номер контракта». Он присваивается при постановке совершаемой валютной сделки на учет. Поле состоит из 22 клеток.
Ниже располагается таблица, в которой содержится множество ячеек с определенными подписями. В столбце «Подтверждающий документ» отражается номер акта, счета, декларации или любого другого документа, на основании которого составляется справка. Обязательно указывается дата.

В столбце, который расположен рядом, требуется проставить код документа, предполагающий наличие цифр и подчеркивания снизу. Его можно узнать в том же банковском учреждении. Далее указывается сумма осуществляемой сделки в денежных единицах подтверждающего документа и контракта. Цифровое обозначение отражено в справочнике валют.

Столбец «Признак поставки» необходим для указания направления финансовой операции и варианта исполнения обязательств по оплате, которых всего четыре:

  1. Получение авансового платежа от нерезидента РФ.
  2. Оплата иностранным агентом по факту сделки.
  3. Осуществление предоплаты резидентом.
  4. Фактическая оплата нерезиденту РФ.

В поле «Ожидаемый срок» отражается информация, если в качестве признака поставки была указана оплата нерезидентом по факту (второй вариант) и представлены подтверждающие документы определенных категорий: от 01_3 до 04_3, а также 15_3. Что касается даты, то она определяется условиями контракта.

При отражении ожидаемого срока обязательно заполняется поле «Примечание». В нем указывается информация о том, каким документом этот период определяется. Далее вписывается код государства, которое являлось получателем или отправителем груза. В конце при необходимости отражается признак корректировки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *