Счет 60 бухгалтерского учета

Что такое 60 счет в бухгалтерии

Согласно плану счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), счет 60 называется «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем отражают все операции, связанные с приобретением и оплатой товарно-материальных ценностей, работ, услуг. Вот несколько частных случаев:

  • потребление электроэнергии, газа, воды и т.д.;
  • выявление излишков ТМЦ при их приемке;
  • приобретение услуг доставки, связи;
  • неотфактурованные поставки (по которым документы от продавцов не поступили).

Счет 60 является активно-пассивным. Остаток на нем может быть как дебетовым, так и кредитовым. Увеличение и уменьшение средств может быть показано или по дебету, или по кредиту (подробнее см.: «План счетов бухгалтерского учета в 2020 году»).

Аналитический учет обычно организован в разрезе поставщиков, подрядчиков и счетов, выставленных контрагентами. Иногда, в зависимости от специфики компании, аналитику ведут в разрезе договоров, товаров и проч. Главное, чтобы был доступ к сведениям о просроченных долгах перед продавцами, а также о долгах, срок погашения которых еще не наступил.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Какие применяют субсчета

В большинстве случаев открывают следующие субсчета:

  1. 60.01 «Расчеты с продавцами (подрядчиками)». Здесь показывают оприходование и оплату ТМЦ, работ, услуг.
  2. 60.02 «Авансы». Здесь показывают предоплату, выданную продавцу.

При необходимости открывают и другие субсчета, например, 60.03 «Расчеты по выданным векселям».

Что отражает дебет счета 60

Обороты по дебету — это суммы, которые организация выплатила своим партнерам — поставщикам. К таким суммам относится оплата состоявшихся поставок (ее проводят по субсчету 60.01) и авансы продавцам (их проводят по субсчету 60.02).

СПРАВКА. Дебетовое сальдо по счету 60 чаще всего говорит о том, что компания перевела аванс, а контрагент еще не сделал отгрузку (не выполнил работу, не оказал услугу). В результате за продавцом числится долг перед организацией.

Что отражает кредит счета 60

Обороты по кредиту — это стоимость полученных от контрагента поставок. Если отгрузка идет в зачет сделанного ранее аванса, ее проводят по субсчету 60.02. Если оплаты пока не было, поставку проводят по субсчету 60.01.

Когда продавец находится на общей системе налогообложения и платит НДС, по кредиту счета 60 отражается также входной налог на добавленную стоимость.

СПРАВКА. Кредитовое сальдо по счету 60 означает, что контрагент отгрузил продукцию (оказал услугу, выполнил работу), но компания с ним еще не рассчиталась. В итоге за организацией числится задолженность перед поставщиком.

Бухгалтерские проводки по счету 60

ДЕБЕТ 41 (07, 08, 10) КРЕДИТ 60 — получены и оприходованы товары (оборудование, внеоборотные активы, материалы)

ДЕБЕТ 20 (25, 26) КРЕДИТ 60 — работы и услуги списаны на стоимость изделий (на общепроизводственные, общехозяйственные расходы)

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 — отражен входной НДС

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60 — отражена недостача, выявленная при приемке ТМЦ

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 50 (51) — произведена оплата поставщику

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91 — просроченная кредиторская задолженность списана на прочие доходы

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 62 — произведен взаиморасчет с контрагентом.

Бесплатно заполнить и распечатать бухгалтерский баланс по актуальной форме

Пример применения счета 60

ООО «Магазин» закупает оптом продукты у двух партнеров: ООО «Склад» (по предоплате) и ООО «База» (оплата после отгрузки). Оба поставщика применяют общую систему налогообложения.

Аналитика ведется по каждому продавцу и по каждому счету.

По состоянию на 31 октября 2020 года:

«Склад» должен «Магазину» 240 000 руб. (аванс, перечисленный в октябре, по счету № 20 от 16.10.20).

«Магазин» должен «Базе» 480 000 руб. (неоплаченная поставка, сделанная в октябре; счет, накл., сч.ф. № 65 от 23.10.20).

В ноябре 2020 года «Магазин» совершил следующие хозяйственные операции:

Бухгалтер «Магазина» сделал проводки:

5 ноября:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60.02

— 200 000 руб. — получен товар от ООО «Склад» в счет аванса;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60.02

— 40 000 руб. — отражен входной НДС.

9 ноября:

ДЕБЕТ 60.02 КРЕДИТ 51

— 360 000 руб. — перечислена предоплата на счет ООО «Склад».

20 ноября:

ДЕБЕТ 60.01 КРЕДИТ 51

— 480 000 руб. — оплачена поставка, полученная в октябре от ООО «База».

28 ноября:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60.01

— 100 000 руб. — получен товар от ООО «База»;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60.02

— 20 000 руб. — отражен входной НДС.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60

Бухгалтер «Магазина» составил ОСВ за ноябрь 2020 года (см. табл. 1).

Таблица 1

ОСВ, составленная ООО «Магазин» за ноябрь 2020

Счет

Сальдо на 01.11.20

Обороты за ноябрь

Сальдо на 30.11.20

Контрагенты

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

240 000=

840 000=

360 000=

240 000=

480 000=

480 000=

120 000=

120 000=

ООО «База»

480 000=

480 000=

120 000=

120 000=

счет № 65

480 000=

480 000=

счет № 71

120 000=

120 000=

240 000=

360 000=

240 000=

360 000=

ООО «Склад»

240 000=

360 000=

240 000=

360 000=

счет № 20

240 000=

240 000=

счет № 29

360 000=

360 000=

Итого:

240 000=

840 000=

360 000=

240 000=

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Карточка счета 60

Бухгалтер «Магазина» составил две карточки за ноябрь 2020 года: по продавцу «База» (см. табл. 2) и по продавцу «Склад» (см. табл. 3).

Таблица 2

Карточка, составленная ООО «Магазин» по продавцу ООО «База» за ноябрь 2020

Таблица 3

Карточка, составленная ООО «Магазин» по продавцу ООО «Склад» за ноябрь 2020

Добавим, что «оборотку» и карточку по бухгалтерскому счету 60 можно составлять с любой периодичностью: раз в неделю, в месяц, в квартал или в год. Эти регистры бухучета помогут правильно заполнить отчетность, в частности, составить баланс.

Что такое дебетовое и кредитовое сальдо

Дебетовое сальдо — это превышение итоговой суммы по дебет счету по сравнению крЕдитом.

Кредитовое сальдо — это превышение итоговой суммы по кредиту счета в сравнении с дебетом.

Рассмотрим пример.

Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.

  • Шаг 1. Покупатель оплачивает вам 100 000 рублей и спокойно ждет весны, т. е. теплицы вы ему пока не отгрузили. Составим бухгалтерскую проводку: т. к. деньги ушли из кошелька покупателя в вашу кассу, то получается такая двойная проводка (названия счетов у нас условные, конечно):

  • Шаг 2. Почти всю полученную от покупателя сумму (а именно 90 000 рублей) вы решаете переложить на свой р/с в банке. Т. е. из вашей кассы эти деньги ушли (записываем в кредит), а на расчетный счет пришли (пишем в дебет). Так выглядит эта операция в двойной записи:

  • Шаг 3. Вы находите изготовителя, который будет поставлять вам теплицы, и заключаете договор на сумму 160 000 рублей. При этом договариваетесь, что в этом месяце перечислите только половину суммы (т. е. 80 000 рублей), а остальное выплатите потом. Вы перечисляете поставщику 80 000 рублей с расчетного счета. В учете это отразится так:
  • Шаг 4. Вам пришли теплицы от поставщика на сумму 160 000 рублей. Значит, в кредите счета «Поставщик» пишем 160 000, в дебете счета «Склад» сумма будет такая же:

На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.

Кредитовый и дебетовый оборот

В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.

Дебетовый оборот — совокупность операций прихода денежных средств, а кредитовый оборот — отражает совокупность операций расхода денежных средств.

Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.

«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.

«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.

«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.

«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.

Что дальше?

Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.

Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).

Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.

В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:

Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *