Срок уплаты авансовых платежей по транспортному налогу

Кто должен уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу

Платить транспортный налог должны те лица (юридические или физические), на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения ТН (ст. 357 НК РФ). При этом порядок расчета и уплаты налога для организаций и граждан различен: организации исчисляют налог самостоятельно, а за физлиц сумму налога рассчитывает налоговый орган на основании сведений из ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу может вводиться только для организаций (пп. 1, 2 ст. 362 НК РФ). Граждане уплачивают налог единовременно на основании полученного из налоговой уведомления (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Начиная с налога за 2020 год юрлица тоже будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. А подавать в ИФНС декларации по ТН они перестали. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены в регионе). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Об основных правилах расчета ТН для юрлиц читайте в материале.

Кому следует оплачивать авансовые платежи по транспортному налогу?

Оплата авансовых платежей (сокращённо АП) по транспортному сбору (сокращённо, ТН), в соответствии с положениями статьи 357 Налогового Кодекса России, лежит на физических или юридических лицах, на которых регистрируется транспорт. Эта колонка расходов – стандартный тип налогообложения.

Однако для предприятий и частных лиц порядок внесение средств по ТН различен:

  1. Коммерческие компании и предприятия должны собственноручно вычислить размер авансового платежа (ниже будет показано, как правильно выполнять такой расчёт).
  2. Физические лица должны оплачивать фиксированную налоговую ставку.

Транспортные налоги относятся к региональным типам обязательных отчислений, а значит (согласно статье 356 Налогового Кодекса), многие показатели рассчитываются местными властями. Данные платежи – прибыль региональных бюджетов.

Обязательно ли платить авансовые платежи по транспортному налогу? Да, уклонение от этой процедуры преследуется законом и грозит штрафами, пенёй и даже конфискацией имущества. Поэтому задавая вопрос нужно ли организации платить авансовые платежи по транспортному налогу.

Следует понимать, что, в противном случае банковские счета компании могут быть закрыты налоговиками.

Региональные институты власти определяют, в частности, такие параметры, как ставку по налогу, срок уплаты, наличие льгот и степень их применения.

Если коммерческие предприятия и фирмы обязаны выплачивать авансовый платёж, то физические лица делают это единовременно на основаниях полученного извещения.

Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу

ТН является региональным налогом, поэтому некоторые особенности его уплаты определяют власти субъекта РФ соответствующим законом (ст. 356 НК РФ). В частности, для налогоплательщиков-организаций законом субъекта устанавливаются порядок и сроки уплаты налога, в том числе наличие/отсутствие обязанности и сроки (если обязанность установлена) внесения авансовых платежей по транспортному налогу.

Например, авансовая система уплаты действует в Московской области. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ, организации платят авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Аналогичный по сути порядок предусмотрен подп. 1 п. 1 ст. 9 закона Нижегородской области от 28.11.2002 № 71-З, согласно которому уплата авансовых платежей по транспортному налогу производится в следующие сроки:

  • за I квартал — 30 апреля;
  • за II квартал — 31 июля;
  • за III квартал — 31 октября.

В то же время регион может и не вводить авансовые платежи по транспортному налогу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В связи с введением режима нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 года для компаний и ИП, которые числятся в реестре МСП на 01.03.2020 и основной вид деятельности которых относится к отраслям, наиболее пострадавшим от эпидемии коронавируса, срок уплаты авансов по транспортному налогу за 1 квартал 2020 года продлен до 30.10.2020, а за 2 квартал до 30.12.2020. Для остальных налогоплательщиков первоквартальный аванс переносится на ближайший рабочий день после карантина, то есть на 12.05.2020 (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, постановление Правительства от 02.04.2020 № 409).

Подробнее о переносе сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с COVID-19 вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе.

Как посчитать авансовый платеж по транспортному налогу

Авансовые платежи по транспортному налогу исчисляются по итогам отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ).

Сумма платежа определяется как ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). При этом учитываются так называемый коэффициент владения и повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили.

В общем виде формула расчета выглядит так:

АП = ¼ × НБ × НС × Кв × Кп,

где НБ — налоговая база (для автомобиля это мощность двигателя в лошадиных силах), НС — налоговая ставка, Кв — коэффициент владения, Кп — повышающий коэффициент.

Величину налоговой ставки также устанавливает субъект РФ, и она может не только существенно различаться по регионам, но и меняться от года к году.

От чего зависит ставка транспортного налога, мы рассказали .

Коэффициент владения определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным считается тот месяц, в котором право владения транспортом возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Величина повышающего коэффициента зависит от средней стоимости и возраста авто. Конкретные значения коэффициента закреплены в п. 2 ст. 362 НК РФ.

С 2018 года для автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. не старше 3 лет применяется единый коэффициент 1,1 (подробнее читайте в этой публикации).

Перечень автомобилей, являющихся дорогостоящими, обязан ежегодно публиковать Минпромторг.

Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, начисленных по налоговый период 2019 года включительно, отражается в декларации, представляемой за год, как величина, уменьшающая до суммы, предназначенной к уплате за последний период года, общую сумму налога, начисленного за налоговый период. По итогам отчетных периодов никакая отчетность не сдается.

С декларацией по транспортному налогу вас познакомит этот материал.

С налогового периода 2020 года декларирование транспортного налога для юрлиц отменено.

Как правильно рассчитывается авансовый платёж?

Разберёмся как рассчитать авансовые платежи по транспортному налогу. АП по налогу за транспорт можно рассчитать и платить лишь на основании итогов отчётного срока. В множестве областей таковой срок наступает раз в год, однако, существуют случаи (как мы рассмотрели для Нижегородской области), когда уплачивать нужно поквартально три раза в год.

Согласно статье 362 Налогового Кодекса, платёжную сумму следует определять, как база, умноженная на ставку и разделённая на четыре. Такая формула учитывает ряд коэффициентов.

Общая формула включает такие показатели:

  • база по налогу (отмечают как НБ);
  • ставка (НС);
  • показатель обладания (ПО);
  • показатель повышения (ПП).

В общую формулу для расчёта авансового платежа, все показатели входят таким образом:

АП=0,25×НБ×НС×ПО×ПП

На основании этой формулы легко создать калькулятор авансов, если известна база. Следует помнить, что местные власти не только способны изменять сумму АП, но и динамически менять её ежегодно. Однако исчисляться АП будет всегда одинаково.

Показатель обладания (ПО) отражает уровень владения транспортным средством. В математическом смысле это отношение срока, в течение которого транспорт был зарегистрирован к продолжительности налогового срока.

Показатель повышения (ПП) зависит уже от тонкостей, связанных с самим автомобилем: его год выпуска, средняя цена. Действительные цифры указаны в статье 362 Налогового Кодекса.

В 2018 году введено правило для автомобилей чья цена находится в диапазоне 3-5 миллионов рублей. Для них применён единый показатель равный 1,1.

Что касается вопросов, связанных с налоговыми декларациями, то сумма АП, которая имела место за весь отчётный срок, должна указываться в общей годовой декларации.

Налоговые ставки и показатели, которые необходимо учитывать при подсчёте суммы авансового платежа, устанавливаются местными законодательными институтами. Разработка таковых полностью зависит от ставок и показателей, приписанных в статье 361 Налогового Кодекса. При составлении собственных местных ставок, власти должны руководствоваться всего одним требованием – не увеличивать их более, чем в десять раз.

Начисляются ли пени на авансовый платёж по транспортному налогу, в случае неуплаты или просрочки? Да, при просрочке начинается начисление штрафных процентов, поскольку АП – часть от общей ставки.

Если компания или гражданин не имеют возможности лично оплатить АП, то сделать это может доверенное лицо по поручению плательщика.

Пример расчёта аванса по транспортному налогу

Для того чтобы правильно рассчитать АП по ТН, бухгалтерские отделы и финансисты, должны ознакомится с образцами и примерами. Именно один из таких примеров мы приводим ниже.

Компания ООО «Курьерская доставка Почтовик» с 2016 года имеет в своём распоряжении легковую машину Фольксваген. Автомобиль, как и компания зарегистрированы в Московской области. База составляет (мощность) – 134 л.с. Авто попадает в категорию «свыше 100 л.с., но менее 150 л.с.», а значит налоговая ставка составляет 34 рубля. Постараемся посчитать сумму АП.

Налог за 2018 год составит:

134 × 34 = 4556 рублей.

При этом сумма АП в 2018 году будет:

134 × 34×0,25= 1139 рублей.

Это означает, что согласно расчёту компании «Курьерская доставка Почтовик», за все 3 квартала 2018 года следует заплатить 1139 руб., а окончательная сумма годового налога будет равна 1139 рубля. В данном случае оплата остатка и предоплата равны.

Следует помнить! Естественно цифры не будут такими в других регионах, как и сроки уплаты. Все зависит от конкретных ставок региона.

Чтобы понимать насколько весомым является различие ставок рассмотрим несколько регионов (для автомобилей 150 – 200 л.с.):

  1. Белгородская область – 50 р.
  2. Кемеровская – 45 р.
  3. Новосибирская – 30 р.
  4. Краснодарский край – 50 р.
  5. Крым – 15 р.
  6. Чечня – 24 р.

Следует отметить, что почти половина всех регионов оценивается по одинаковой ставке – 50 рублей за автомобиль мощностью 150-200 л.с.

Расчёт при возникновении/прекращении собственности

Стабильность во владении транспортом зачастую нарушается. В течение отчётного года машина может как выбыть из собственности, так и наоборот – появится. Когда такое происходит, появляется показатель обладания, отображающий срок владения машиной и долю вхождения этого периода в общий год.

Показатель владения в различных регионах страны – различен.

Рассмотрим оба случая и как следует его учитывать в вычислении суммы аванса.

При постановке на учёт:

  • до 15 числа – следует учесть возникновение;
  • после 15 числа – не следует учитывать.

При снятии автомобиля с учёта:

  • до 15 числа – не следует учитывать;
  • после 15 числа –следует учесть возникновение.

И вновь рассмотрим пример.

Компания ООО «СтройДом» владеет крупным грузовым транспортом, мощность которого составляет 432 л.с. Транспорт зарегистрирован в Крыму, в системе «Платон», поэтому ставка составляет 40 рублей (категория грузовые машины при мощности двигателя более 250 л.с.). Автомобиль продан 16.11.17.

Как видим, принципиальных отличий от предыдущего примера два:

  1. Автомобиль не легковой.
  2. Имеет место продажа, т.е. снятие с учёта.

Это означает, что следует применить показатель владения. Он будет равен 11/12, т.е. весь ноябрь будет взят в расчёт. При этом первые три квартала налог будет рассчитан в полном виде, так как большегруз тогда ещё не был продан.

Проведём исчисление налога за 2018 год:

432 × 40 × 11/12 = 15840

Но, авансовый платёж равен:

432 × 40 × 0,25 = 4320

Суммарный платёж за 3 квартала составит:

4320 × 3 = 12960

Неполный остаток с общего налога:

15840-12960= 2880 руб.

Таким образом за каждый квартал «СтройДом» оплатит по 4320 рублей, но транспортный налог будет равен 2880 руб.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

  • в отношении каждой категории ТС;

  • с учетом экологического класса ТС;

  • с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

  • в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

  • в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Итоги

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу есть только у организаций (физлица платят налог одной суммой). Порядок и сроки уплаты авансов устанавливаются региональным законодательством.

Сумма платежа определяется как ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом коэффициента владения и повышающего коэффициента на дорогостоящие автомобили.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *