Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда

Ст. 133 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 133 ТК РФ определяет минимальный размер платы, которая должна быть выплачена работнику, отработавшему месячный договорной норматив. Подробнее об аспектах минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) поговорим в этой статье.

Основные аспекты статьи 133 ТК РФ с комментариями

Ст. 133 ТК РФ на уровне федерального закона устанавливает минимальную величину зарплаты, которую должен получить работник (и обязан заплатить работодатель).

Экономическая сущность МРОТ, вытекающая из международных актов трудового права, должна:

  • обеспечивать прожиточный минимум работника, с учетом иждивенческой нагрузки (т. е. самого работника и как минимум одного ребенка);
  • компенсировать затраты сил и времени работника при нормальной интенсивности труда, выполняемого в нормальных условиях;
  • обеспечивать работодателю минимально допустимую отдачу (прибыльность) от выполнения работником простой работы за минимальную оплату.

Таким образом, работник, отработавший норматив (по ст. 133 ТК — месяц), должен получить от работодателя сумму не меньше МРОТ.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Нужно сказать, что попытки реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере предпринимались неоднократно. Не так давно ЕТС попытались дать вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами — с 10 до 4,5. Увы, ожидаемого увеличения тарифных ставок не произошло. Напротив, уменьшение межразрядной разницы приводит к деформации стимулирующей функции оплаты труда и, как следствие, к увеличению различного рода надтарифных выплат. На сегодняшний день доля надтарифных выплат возросла до 40 — 80% заработка. В этой связи реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере должна быть направлена на изменение структуры оплаты труда в пользу увеличения тарифной части заработка. Приведение тарифных ставок в соответствие с реальным размером оплаты труда путем сокращения доли надтарифных выплат позволило бы если не уравнять минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом, то, по крайней мере, значительно сблизить эти показатели без увеличения бюджетной нагрузки. Это, в свою очередь, приведет к весьма значительному увеличению налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.

Как устанавливается МРОТ?

Размер МРОТ установлен ст. 1 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Ежегодно Правительство РФ принимает решения об уточнении (индексации) МРОТ в связи с экономической ситуацией. Эти решения (оформляемые как законы) вносят изменения в значение МРОТ, указанное в ст. 1 закона № 82-ФЗ.

О динамике МРОТ см. в материале «Величина МРОТ в 2012–2018 годах в России (таблица)».

Обычно изменяющий закон принимается в текущем году на следующий. В отношении 2017 года индексация-2017 сделана 1 раз, но в связи с тем, что она осуществлена с 01.07.2017, в 2017 году, так же как и в 2016-м, в 1-м и 2-м полугодиях действуют 2 разных значения МРОТ. В 2018 году МРОТ увеличился дважды:

  • с 01.01.2018 — 9 489 руб.:
  • с 01.05.2018 — 11 163 руб.

ВАЖНО! Изменение размера МРОТ в середине года влечет за собой усложнение расчетов, зависящих от величины МРОТ (например, выплат по больничным листам или выплат, исчисляемых из среднего заработка, в случаях, если надо использовать МРОТ).

Больше о влиянии размера МРОТ на выплату по больничному читайте в статье «Максимальный размер больничного листа в 2017-2018 годах».

Как соблюдается экономическая сущность МРОТ по ТК РФ?

Ознакомившись с комментариями ст. 133 ТК РФ, можно было бы ожидать, что размер МРОТ должен соответствовать большинству его характеристик в трактовке международного права. Однако на деле это не так.

В настоящее время устанавливаемое значение МРОТ не достигает величины расчетного прожиточного минимума, определяемого тоже Правительством РФ. Для нивелирования этого расхождения в ТК РФ введена ст. 421, согласно которой МРОТ должен приводиться в соответствие с прожиточным минимумом поэтапно по специальному федеральному закону. И с 01.05.2018 значения прожиточного минимума трудового населения и МРОТ сравняются.

Подробности в материале «Повышение МРОТ — закон подписан».

Работодателям также следует помнить, что в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ на локальном уровне (в регионе, субъекте РФ) МРОТ может быть установлен в ином (большем) размере, чем федеральный по ст. 133 ТК.

Как должен обеспечиваться МРОТ по ТК?

Выплата работникам МРОТ должна быть обеспечена:

  • бюджетникам — за счет средств соответствующего бюджета (федерального или регионального);
  • сотрудникам прочих работодателей — за счет собственных средств работодателей.

При этом выплата зарплаты должна соответствовать всем требованиям ТК, установленным для оплаты труда:

  • по сумме;
  • месту и сроку;

Больше о требованиях ТК по порядку выплаты зарплаты читайте в материале «Ст. 136 ТК РФ: вопросы и ответы».

  • обязанности работодателя в части социального страхования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С МРОТ необходимо сравнивать все выплаты, причитающиеся работнику за период, в сумме. То есть если работнику ежемесячно полагается оклад и обязательные к нему надбавки (например, по коллективному договору), то сам оклад может быть меньше МРОТ, а вот общая сумма начислений за месяц (оклад + надбавки) должна быть равна или более МРОТ.

Как взаимосвязаны договорные трудовые нормативы и МРОТ?

По сути ст. 133 ТК работник должен получить не меньше МРОТ, отработав установленную по его трудовым договоренностям норму времени. При этом имеется в виду полная стандартная норма времени за месяц.

Если работник работает неполное время, его оплата труда обоснованно может оказаться меньше МРОТ. Например, при расчете больничного листа по МРОТ (при отсутствии достаточного стажа) работнику-совместителю, работающему на 0,5 ставки, следует применять в расчетах и 0,5 МРОТ за месяц.

Нюансы расчета заработной платы в случае, если сотрудник не полностью отработал норму рабочего времени

Трудовое законодательство допускает работу на условиях неполного рабочего времени – неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Работа по совместительству изначально является работой в режиме неполного рабочего дня (ст. 284 ТК РФ). В таких случаях оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Соответственно, проверять соблюдение требований ст. 133 ТК РФ в части начисления зарплаты надлежит в той же пропорции. 📌 Реклама Отключить

Приведем примеры расчета заработной платы при выполнении сотрудником работы на условиях неполного рабочего времени.

Пример 5.

По заявлению сотрудника ему установлен режим неполного рабочего времени (с понедельника по четверг – рабочие дни (по 8 часов), пятница, суббота и воскресенье – выходные). В учреждении установлена пяти­дневная рабочая неделя. Оклад данного сотрудника составляет 5 600 руб. В январе 2015 года при норме рабочего времени, равной 120 часам при 40-часовой рабочей неделе, норма рабочего времени этого сотрудника составила 96 часов, так как он работает на условиях неполного рабочего времени. Рассчитаем размер доплаты данному сотруднику за январь.

Размер заработной платы сотрудника за январь 2015 года составит 4 480 руб. (5 600 руб. / 120 ч x 96 ч). В связи с тем, что он полностью отработал норму рабочего времени, его заработная плата не может быть меньше 4 772 руб. (5 965 руб. / 120 ч x 96 ч). Таким образом, работодатель должен произвести сотруднику доплату в размере 292 руб. (4 772 — 4 480).

📌 Реклама Отключить

Пример 6.

Воспользуемся условиями примера 5. Добавим, что учреждение расположено в районе, где установлен районный коэффициент в размере 1,3, и сотруднику за стаж работы положена процентная надбавка, равная 10%. Учреждение находится в субъекте РФ, где установлен региональный МРОТ в размере 6 800 руб. Рассчитаем размер необходимой доплаты данному сотруднику.

Вначале рассчитаем размер оклада сотрудника за январь 2015 года. Он составит 4 480 руб. (5 600 руб. / 120 ч x 96 ч). Заработная плата за январь с учетом районного коэффициента и процентной надбавки будет равна 6 272 руб. (4 480 руб. + 4 480 руб. х 30% + 4 480 руб. х 10%).

📌 Реклама Отключить

Из расчета регионального МРОТ минимальная величина заработной платы сотрудника за фактически отработанное им время составит 5 440 руб. (6 800 руб. / 120 ч x 96 ч).

В результате заработная плата, рассчитанная с применением федерального МРОТ, больше, чем установлено региональным соглашением. Значит, РМЗП в данном случае не применяется. Доплата работнику за январь 2015 года составит 408,80 руб. (6 680,80 — 6 272).

Итоги

Ст. 133 ТК регламентирует установление минимального размера оплаты труда населения в каждом регионе. Федеральное законодательство определяет минимальную планку МРОТ, а регионы должны довести его до прожиточного минимума трудоспособного населения. Работодателю при индексации зарплаты своим сотрудникам следует руководствоваться нормами регионального законодательства, т. к. минимальная сумма заработка каждого сотрудника, отработавшего установленную норму времени, не может быть ниже регионального МРОТ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *