Таможенная проверка как средство контроля

4 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Федеральный закон содержит ряд новелл, касающихся таможенного контроля после выпуска товаров, включенных в него в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества.

К их числу относятся положения статьи 228 Федерального закона, касающиеся порядка проведения камеральных таможенных проверок.

Во-первых, предусмотрено направление проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки в день начала такой проверки (часть 3 статьи 228 Федерального закона).

Во-вторых, определен срок проведения камеральной таможенной проверки — 90 календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки (часть 5 статьи 228 Федерального закона).

Вместе с тем, предусмотрено исключение из этого срока периода времени между датой направления (вручения) проверяемому лицу требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

Также предусмотрена возможность продления срока проведения камеральной таможенной проверки однократно на 120 календарных дней.

Федеральный закон наделил проверяемое лицо новыми правами, связанными с проведением таможенной проверки, как камеральной, так и выездной, которые могут быть реализованы после ее завершения.

Во-первых, это право проверяемого лица после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, предусмотренное пунктом 2 статьи 235 Федерального закона.

Во-вторых, это право проверяемого лица представить в таможенный орган возражения по акту таможенной проверки, предусмотренное пунктом 3 статьи 235 Федерального закона.

Процедура направления проверяемым лицом и рассмотрения таможенным органом возражений по акту таможенной проверки регламентирована частями 16 — 27 статьи 237 Федерального закона.

В случае поступления в установленный срок таких возражений таможенный орган составляет по ним заключение, которое направляется проверяемому лицу. При этом решения по результатам таможенной проверки принимаются таможенным органом после составления заключения на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения.

Проверяемое лицо может также представить в таможенный орган информацию об отсутствии возражений по акту таможенной проверки, что ускорит принятие решений по результатам таможенной проверки.

Вместе с тем, в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в поступивших в таможенный орган возражениях по акту таможенной проверки, может быть назначена внеплановая выездная таможенная проверка. Это основание для назначения внеплановых выездных таможенных проверок предусмотрено пунктом 1 части 7 статьи 229 Федерального закона.

Следует обратить внимание на то, что, если таможенная проверка была назначена в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, то права представить по окончании такой таможенной проверки возражения уже нет.

Кроме того, Федеральный закон содержит положения, касающиеся информирования о результатах проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенного представителя. Это положения части 7 статьи 226 и частей 10 — 15 статьи 237 Федерального закона, которые предусматривают направление таможенному представителю копии решения в области таможенного дела либо такого решения в виде электронного документа, принятого по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а также выписки из акта таможенной проверки.

Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы

Товарооборот между странами жестко регламентируется и контролируется таможенными службами. Читайте также статью ⇒ «Особенности бухгалтерского учета внешне-экономической деятельности ( ВЭД)». Существует целый ряд мер, которые позволяют исполнительным органам власти контролировать процесс передвижения товаров, следить за правомерностью данного процесса, а также ограничивать ввоз запрещенных товаров на территорию нашей страны. При пересечении границы товары подпадают под таможенный контроль, которые представляют собой набор обязательных действий со стороны исполнительных органов власти:

  • Изучение и проверка документов, касающихся непосредственно перевозимых товаров. Все документы должны соответствовать установленной форме, бумаги должны давать все необходимую правовую информацию и давать надлежащие представление о товаре и т.д.
  • Проводить осмотр и ревизию ввозимых/вывозимых товаров, которые должны соответствовать заявленной информации в документах.
  • Введение таможенного учета товаров, а также транспортных средств, осуществляющих перевозку данных товаров.
  • Также в качестве контроля со стороны органов исполнительной власти входит осмотр складов и технических помещений, предназначенных для хранения товаров, проверка финансово-хозяйственного состояния организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, проведение бесед с должностными лицами для сбора необходимой информации и т.д.

Читайте также статью ⇒ «Приходный таможенный ордер (заполнение, образец и бланк)».

Особенности таможенной проверки и ее виды

В целом таможенный контроль является рядовой процедурой, которая распространяется на все возимые и вывозимые из страны товары и транспортные средства. Читайте также статью ⇒ «Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты». Данная процедура знакома всем организациям, занимающимися экспортно-импортными операциями, без исключений. После завершения основной процедуры контроля, когда товар может быть выпущен в обращение, исполнительные органы власти имеют права организовать плановую либо неплановую проверку, которая может быть в виде:

  • Выездной таможенной проверки, которая проходит на территории нахождения самого юридического лица. Прежде чем организовать данный вид проверки таможенная служба готовит ряд вопросов, на которые необходимо получить разъяснения со стороны самой организации.
  • Камеральной таможенной проверки проходит удаленно посредством изучения уже имеющихся документов и материалов, в некоторых случаях таможенные службы могут запросить недостающую информацию.

Описанные выше мероприятия также относят к разновидностям таможенного контроля, но они не являются обязательной мерой. Их скорее можно отнести к вынужденным мерам по обеспечению соблюдения законодательства при выявлении или предотвращении возможных нарушений.

Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке

По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором. Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе. Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.

  • Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
  • В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
  • Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
  • Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.

Цель камеральной таможенной проверки

Как правило, проверка проводится с целью корректировки таможенной стоимости или контроля классификационного кода ТН ВЭД на товар.

Ранее на нашем сайте был опубликован материал о массовом принятии таможней решений о классификации товара по результатам камеральных таможенных проверок — «Таможня ударно меняет коды ТН ВЭД на товар».

Очевидно, что ключевой целью таможни при проведении камеральной проверки является доначисление таможенных платежей. Поскольку срок таможенного контроля составляет 3 года, то и при проведении проверка таможня обращается ко всем выпущенным за этот период времени декларациям. Если по итогу камеральной проверки таможня принимает решение, например, о классификации товара, то платежи начисляются по всем декларациям с этим товаром за последние 3 года, соответственно, сумма таможенных платежей вырастает многократно.

Проведение камеральной таможенной проверки

При проведении камеральной таможенной проверки таможней осуществляется анализ всех сведений о товаре и документов, представленных при его декларировании, включая техническое описание товара, товаросопроводительные документы (инвойсы, коносаменты и проч.). Также в рамках проверки таможня может обратиться с международным запросом, например, за экспортной декларацией страны вывоза. В связи с тем, что камеральная проверка касается документов и сведений, имеющихся в распоряжении таможни, она производится без выезда по месту нахождения проверяемого лица. В случае если участник ВЭД в ответ на запрос таможни о предоставлении документов и сведений в ходе камеральной таможенной проверки, такие данные не направит, то может быть назначена выездная таможенная проверка.

Отметим, что после получения декларантом уведомления о начале камеральной таможенной проверки, ему необходимо внимательно ознакомиться с запросом таможни и максимально ответственно подготовить и представить в таможню запрашиваемые документы и сведения.

В ряде случаях именно грамотная работа участника ВЭД при сопровождении таможенной проверки позволяет в дальнейшем успешно обжаловать начисление платежей.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании» ФЗ-289 у проверяемого лица после получения акта есть право ознакомиться с материалами проверки и представить свои возражения на него при их наличии. Данной возможностью также не стоит пренебрегать. Подробнее об этом идет речь в ст. 235 ФЗ-289.

Срок проведения камеральной таможенной проверки

Определены следующие сроки камеральной таможенной проверки:

  • 90 календарных дней составляет стандартный срок проведения камеральной проверки;
  • 120 календарных дней составляет максимально возможный срок продления проведения проверки.

Продление срока в рамках одной проверки возможно лишь единожды.

Обжалование результатов проверки

Юристы нашей компании подробно консультируют по всем вопросам проведения камеральных таможенных проверок, а также занимаются подготовкой мотивированных ответов на запросы и письма таможни, готовят возражения на акты камеральной проверки и успешно обжалуют незаконные решения таможни по итогам проверки.

Предварительную оценку перспектив обжалования результатов камеральной проверки наши юристы проводят бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *