Содержание
- Какие виды подписей выдает УЦ?
- На каком ресурсе публикуется реестр УЦ (единый сайт)
- Регламент работы УЦ (договор присоединения к формуляру) на примере УЦ «Картотека»
- Требования к УЦ
- Сколько времени занимает получение сертификата подписи?
- Перечень документов для оформления аккредитации
- Страхование ответственности УЦ
- УЦ получает аккредитацию и электронную цифровую подпись
Чтобы получить неквалифицированный и квалифицированный сертификат электронной подписи, необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров. Какие функции выполняют удостоверяющие центры и сколько времени займет получение сертификата?
Удостоверяющий центр (УЦ) – доверенная организация, которая имеет право выпускать сертификаты электронной подписи юридическим и физическим лицам. Работа УЦ лежит на пересечении юриспруденции, информационной безопасности и IT-технологий.
В обязанности УЦ входят следующее:
- удостоверить личность человека, который обратился за сертификатом электронной подписи,
- изготовить и выдать сертификат, в который включены данные о владельце сертификата и его открытый ключ проверки,
- управлять жизненным циклом сертификата (выпуск, приостановление, возобновление, окончание срока действия).
Какие виды подписей выдает УЦ?
Законом «Об электронной подписи» определены три вида подписи:
- простая,
- усиленная неквалифицированная,
- усиленная квалифицированная.
Получать в УЦ необходимо последние две:
- за квалифицированной подписью нужно обращаться только в аккредитованный Минкомсвязью РФ удостоверяющий центр.
- за неквалифицированной — в УЦ, который связан с той информационной системой, где планируется применять подпись. Например, выдавать неквалифицированные сертификаты для торгов могут только УЦ, аккредитованные шестью федеральными электронными торговыми площадками. При этом УЦ может и не быть аккредитован в Минкомсвязи.
На каком ресурсе публикуется реестр УЦ (единый сайт)
Список аккредитованных удостоверяющих центров Минкомсвязи, а также все вышеперечисленные перечни ГУЦ размещает на едином портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи по адресу https://e-trust.gosuslugi.ru.
Регламент работы УЦ (договор присоединения к формуляру) на примере УЦ «Картотека»
Аккредитованные удостоверяющие центры ЭЦП разрабатывают свой регламент работы самостоятельно на основании действующего законодательства. Регламент является договором присоединения, то есть условия договора определены законодательством и Минкомсвязью, и абонент соглашается с данными положениями путем присоединения к формуляру (ст. 428 ГК РФ).
Например, регламент УЦ «Картотека» содержит следующие сведения:
- О самом УЦ, включая реквизиты.
- Алгоритм присоединения к формуляру.
- Порядок предоставления информации.
- Права и обязанности сторон.
- Порядок взимания платы за услуги по генерации квалифицированной ЭЦП.
- Ответственность сторон.
- Алгоритм предоставления и пользования услугами центра.
Ознакомиться с регламентом УЦ «Картотека» можно на официальном сайте сервиса kartoteka.ru в разделе «Нормативные документы».
Требования к УЦ
От корректной работы УЦ зависит доверие ко всем сферам бизнеса, где применяются электронные подписи: электронные торги, информационные системы, отчетности. Поэтому ко всем УЦ накладываются серьезные технические и юридические требования.
Существует ряд показателей, по которым можно оценить удостоверяющий центр. Надежный УЦ:
- аккредитован Минкомсвязи РФ,
- является доверенным центром ФНС, ПФР, Росстата,
- имеет лицензию ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации,
- лицензию Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России,
- аккредитован на всех электронных торговых площадках госзакупок,
- долго работает
- имеет представителей в различных регионах России
- оказывает круглосуточную техподдержку
Сколько времени занимает получение сертификата подписи?
Сроки выпуска сертификата зависят от обеих сторон:
- от того, насколько быстро клиент подготовит все необходимые документы и оплатит выпуск сертификата,
- насколько быстро специалисты УЦ обработают заявку, проверят документы и удостоверят его личность.
В среднем получение сертификата занимает 1 рабочий день. В УЦ СКБ Контур есть услуга по срочному выпуску электронной подписи за 1 час после получения нужных документов.
Перечень документов для оформления аккредитации
Чтобы получить аккредитацию в Минкомсвязи, представителю УЦ следует направить в адрес ведомства заявление на получение свидетельства об аккредитации и пакет необходимых документов:
- Копии трудовых книжек и договоров как минимум с двумя сотрудниками, выполняющими функционал по созданию и выдаче сертификатов ключей ЭЦП. При этом работники должны иметь высшее образование в области инфобезопасности и технологий или среднее образование с последующим прохождением дополнительного образования по способам использования ЭЦП.
- Учредительные бумаги.
- Документы, подтверждающие законность использования программного обеспечения, которое впоследствии будет применяться для генерации ключей ЭЦП, соответствующих требованиям, предъявляемым к квалифицированной ЭЦП.
- Копия или выписка из бухбаланса, подтверждающая, что стоимостная оценка чистых активов — более 1 млн руб.
- Документ, позволяющий доверенному лицу действовать от имени УЦ.
- Документ, который подтверждает наличие у УЦ финансового обеспечения (подробнее об этом далее).
- Иные документы по требованию головного центра.
Бумаги могут быть предоставлены в Минкомсвязь лично, через представителя, по почте или направлены через единый портал (адрес см. ниже).
Страхование ответственности УЦ
Аккредитованные удостоверяющие центры должны обеспечить свою ответственность перед третьими лицами за возможные убытки в размере 1,5 млн руб., предоставив в ГУЦ подтверждающий документ, указанный в п. 5 предыдущего раздела. Таким документом может быть:
- договор поручительства;
- банковская гарантия (УЦ следует дополнительно указать номер лицензии банка);
- договор страхования ответственности (ГУЦ проверяет наличие страховой компании в Едином госреестре субъектов страхового дела).
УЦ получает аккредитацию и электронную цифровую подпись
Заявление на аккредитацию удостоверяющих центров электронной подписи рассматривается в 30-дневный срок, в течение которого ГУЦ принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации. В случае положительного ответа Минкомсвязь в течение 5 дней оформляет сам документ-решение. В срок до 10 дней со дня принятия решения направляет в УЦ уведомление и выдает свидетельство об аккредитации и квалифицированный сертификат, сгенерированный с использованием средств создания подписи Минкомсвязью. А после выдачи сертификата в течение 24 часов размещает сведения о новом УЦ на едином портале. В случае принятия отрицательного решения ГУЦ направляет в УЦ соответствующее уведомление на бумажном носителе с указанием причин отказа.