В каких случаях у финмониторинга банка появляются вопросы к вашему расчётному счёту

Добрый день.

1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.

Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.

В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам — фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

Из этого следует:

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» — это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.

С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы.

Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:

– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

— также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна.

— еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

— также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?

Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:

А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы.

Таким образом, если подводить итог:

1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.

2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.

3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.

Надеюсь мой ответ Вам помог.

С Уважением,

Васильев Дмитрий.

Зачем нужен финмониторинг в банке?

Его функция важна для работы банка и исключению случаев нелегальных операций. В частности, СФМ:

  • Контролирует легальность поступающих и уходящих денег.
  • Проверяет и отслеживает подозрительные операции.
  • Проверяет анкеты клиентов на причастность к криминалу, терроризму, экстремизму.
  • Проводит идентификацию сторон проводимых сделок (отправителя и получателя)
  • Исключает возможные преступления.
  • Ведет контроль за исполнением законов в области финмониторинга.

На чем основано блокирование по данным финмониторинга?

Финансовый мониторинг — процедура, проводимая на основании закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Этот документ обязывает все структуры, фактически выполняющие операции с денежными средствами, отслеживать в отношении лиц, открывших у них расчетный счет или намеревающихся это сделать, информацию, свидетельствующую об их возможной причастности к преступным деяниям.

Результаты такого отслеживания аккумулируются в специально созданном для этого государством надзорном органе — Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинге). У Росфинмониторинга есть сайт, на котором размещается информация о наличии подтвержденных или находящихся в процессе проверки данных о причастности владельцев счетов (или лиц, имеющих возможность ими стать) к преступным деяниям. Поскольку в России открытие счета доступно любому лицу (как юридическому, так и физическому, в т. ч. иностранному и не имеющему гражданства), процедура проверки не предполагает исключений из их числа, т. е. проводится она в отношении всех подряд.

Виды финансового мониторинга

Существует два вида финмониторинга: обязательный и внутренний. Рассмотрим, что они означают.

Обязательный финансовый мониторинг — это анализ финансовых потоков, проводимый специальным государственным органом финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг — это внутрибанковский контроль над проводимыми операциями клиентов с целью выявления тех операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу для отправки данных о них в уполномоченный орган, а также любых других операций, которые могут быть связаны с «отмыванием» денег и финансированием преступной деятельности.

Основные требования 115-ФЗ

К субъектам 115-ФЗ относятся лизинговые компании, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, компании-посредники, сопровождающие сделки с недвижимостью, операторы по приему платежей, организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, бухгалтерии, нотариусы, адвокаты, организации федеральной почтовой связи, коммерческие ювелирные организации и другие предприятия.

Субъекты 115-ФЗ идентифицировать клиента до начала работы с ним, контролировать все его операции, фиксировать информацию в документах и хранить их в течение пяти лет, в случае необходимости блокировать денежные средства клиента и сообщать обо всех действиях своему регулятору.

Чек-лист действий субъектов 115-ФЗ

  1. Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).

    Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗ и Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.

  2. Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.

    Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.

    ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.

  3. Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

    Сюда входит:

    • идентификация бенефициарных владельцев клиентов;
    • получение информации о предполагаемом характере деловых отношений;
    • определение цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

    Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.

  4. Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.

    Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.

  5. Выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании, публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц.
  6. Хранение документов, необходимых для идентификации (не менее пяти лет с момента прекращения отношений с клиентом).
  7. Контроль безналичных переводов.
  8. Заморозка денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц в списках экстремистов/террористов (публикуются на сайте Росфинмониторинга в личном кабинете).
  9. Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.

    Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.

    Автоматический скоринг клиентов, открытые и закрытые списки в одном сервисе.

    Узнать больше

  10. Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.

    Даже если любой другой субъект это уже сделал, направить информацию в Росфинмониторинг все равно нужно — каждый субъект 115-ФЗ несет отдельную ответственность.

  11. Направление информации о своих клиентах по запросам уполномоченного органа. Она хранится пять лет именно для этого.

5 основных причин штрафов Росфинмониторинга | Школа Развития Бизнеса

Здравствуйте, Коллеги!

Мы длительное время собирали статистические данные по прохождению проверок Росфинмониторинга субъектjd статьи 5 №115-ФЗ и сегодня хотели бы поделиться с Вами накопленными знаниями для успешной проверки.

Существует много причин штрафных санкций, мы хотим Вам рассказать об основных и наиболее распространенных:

Первая причина

43% случаев – неправильно поданные или не поданные сведения о сделке в Росфинмониторинг

Как бы ни казался этот пункт не самым страшным, но штрафы за него получают организации наиболее часто.

  • забыли зафиксировать сделку на сумму свыше 600 тыс?
  • не успели подать информацию в установленный срок?
  • или же просто не знали требования ФЗ?

К сожалению, это не только самая частая причина, но и за нее предусмотрен самый крупный размер штрафа до 400 тысяч рублей согласто п2 статьи 15.27 КоАП РФ

Вторая причина

22,4% случаев – отсутствие или несоответствие правил внутреннего контроля действующему ЗаконодательствуТиповой штраф – от 50 тыс рублей по п.1 статьи 15.27 КоАП РФ

Коллеги, напоминаем Вам, что правила внутреннего контроля и их содержание регламентируются №667 постановлением правительства.

Также забываются фактор того, что если правила созданы, то обновлять их не нужно. Это и есть самое частое заблуждение, потому как:

  • Правила необходимо обновлять по мере изменений в законодательстве ПОД/ФТ
  • При смене специального должностного лица
  • При изменении фактического или юридического адреса.

На данный момент правила не нужно согласовывать в Росфинмониторинге, достаточно их принять и хранить у себя в организации!

Заказать проверку или разработку Вы можете просто ответив на это письмо.

Третья причина

20,6% случаев – непрохождение инструктажа ПОД/ФТ или отсутствие свидетельства установленного образца в организации.Типовой штраф до 200 тысяч рублей по п1 ст 15.27 КоАП РФ

Регламент целевого инструктажа закреплен в приказе №203 Росфинмониторинга

Кому необходимо проходить обучение?:

  • Руководитель организации
  • Руководитель филиала организации
  • Заместитель руководителя организации (филиала)
  • Специальное должностное лицо организации (филиала)
  • Главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала)
  • Руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии)
  • Сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии
  • Иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов

Частый вопрос еще, кто и когда?

Как Вы знаете, существует 4 вида инструктажей:

  • Целевой инструктаж
  • Повышение уровня знаний
  • Вводный
  • Дополнительный

Каждый из них подтверждается свидетельством установленного образца (проводится организациями аккредитованными Росфинмониторингом).

Целевой инструктаж проходят должности по 203 приказу Росфинмониторинга не позднее года после вступления в должностные обязанности в компании.

Например, в компании сменился бухгалтер, то есть у Вас есть отсечка времени в год, пока нужно успеть его обучить.

Повышение уровня знаний – через 3 года после прохождение целевого инструктажа.

Вводный и дополнительный проводятся внутри компании, причем вводный при вступлении сотрудника в должность,дополнительный при изменении законодательства и т.д.

Сотрудников обучает Ваше специальное должностное лицо в компании и вносит записи о проведении вводных и дополнительных инструктажей в журнале учета.

Четвертая причина

9%. Компания не встала на учет в Росфинмониторинге или же не открывает двери компании при уже назначенно проверке

Если по первой части – все просто, нужно заполнить форму 2-КПУ и направить в территориальное управление Росфинмониторинга, то со второй частью бывают парадоксы. В компании назначена проверка, приходят проверяющие и двери закрыты и….

….и автоматически назначается штраф 400 тыс рублей.

Резюме сказанному, не бойтесь проверки, а просто к ней подготовьтесь. Закрытые двери не спасают от штрафов.

Пятая причина

3,7% случаев – несоответствие специального должностного лица требованиям постановления правительства № 7151,3% – другие причины штрафов

Появились вопросы и желание удостовериться в том, что у Вашей компании не будет проблем с Росфинмониторингом?

Звоните,и наши специалисты ответят Вам на все вопросы и в качестве бонуса мы проверим Ваши правила внутреннего контроля БЕСПЛАТНО

С уважением,Grand School

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *