Выбор режима налогообложения

Юридические аспекты взаимодействия субъектов

Каждый субъект туристической деятельности выполняет свои функции по созданию, реализации профильных продуктов. Туроператор формирует туристические предложения, разрабатывает маршруты, выбирает условия проживания, питания туристов, формат экскурсионного обслуживания и сопровождения.

Основной задачей туристического агентства является реализация готового продукта. Компания приобретает у туроператора тур, продает клиенту, получая комиссионное вознаграждение.

Турфирмы могут работать как турагентства или предлагать услуги полного цикла (создание, реализацию туров).

Туристические агентства чаще всего работают с туроператорами на условиях договора посредничества. Он не предусматривает передачу компании права собственности на профильный продукт. Турагентство выступает только в качестве комиссионера. Фактическим продавцом является туроператор.

Турагентство оформляет правоотношения и с туроператором, и с клиентом. В первом случае это агентский договор, отчет о реализованных турах, платежные документы, подтверждающие получение денег от туристов; во втором – путевка, акт и квитанция об оплате туристом купленного продукта. Всю сумму за тур комиссионер перечисляет продавцу. Впоследствии продавец возвращает агенту часть денег в виде комиссионного вознаграждения.

Налоги турагентства

Налоговый учет является обязательным для каждого субъекта туристической деятельности. Турагентство может работать с применением специальных режимов налогообложения. Чаще всего это упрощенка. Объект налогообложения может быть разным. Если турагентство работает со ставкой 6%, его расходы в налогооблагаемую базу не включаются. Ставка 15% позволяет учитывать расходную часть бюджета при определении размера по налогооблагаемой прибыли.

УСН 6% выгодна для турагентств с нерегулярными расходами, небольшим штатом сотрудников. Упрощенка со ставкой 15% – рациональный выбор для компании с большим количеством регулярных расходов, например, по аренде помещения, закупке материалов (канцелярии, расходников для печатающей техники и т.п.), выплате заработной платы менеджерам, консультантам, бухгалтеру, другому персоналу. При применении данного режима налогообложения важно учитывать один момент. Стандартная схема документального оформления сделки (покупка тура у туроператора – продажа туристу – перечисление денег туроператору – получение вознаграждения) не позволяет учитывать покупку тура в составе расходов (НК РФ, ст. 346). А деньги, полученные от туриста, налогоплательщик обязан учесть в доходах. Соответственно, налогооблагаемая прибыль увеличивается. Оптимизировать расходы можно, заключив с туристом договор поручения и получения вознаграждения непосредственно от него.

Особенности учета основных операций

Любому турагентству (вне зависимости от масштабов и количества продаж) не обойтись без квалифицированного бухгалтера. Это обусловлено спецификой ведения учета, отражения основных операций на бухгалтерских счетах.

Порядок отражения операций определяется схемой перечисления вознаграждения агенту (комиссионеру). Первый вариант предусматривает самостоятельное удержание агентством суммы дохода из выручки. В данном случае проводки осуществляются по дебету счетов 004, 50, 76 и кредиту счетов 76, 90, 51. Второй вариант предполагает поступление дохода от туроператора после того, как на его счет зайдут перечисленные клиентами деньги. В этом случае в проводках фигурируют дебет счетов 004, 50, 51, 76, 62 и кредит счетов 76, 51, 90, 62.

Доходы и расходы турагентства

Доходами турагентства признаются суммы комиссионного вознаграждения, полученные от туроператора, и средства, полученные от клиентов за оказание дополнительных услуг (консультационных, юридических, экскурсионных, иных). Для учета всех доходов используется счет 90.

Расходы компании могут быть разными. Учитываются они на счете 91. Согласно действующему законодательству, расходами признаются не только основные затраты (зарплата, аренда, приобретение мебели, расходных материалов, изготовление рекламы и т.п.), но и скидки туристам. Учет скидок имеет свою специфику. Если скидка предоставляется туроператором (продавцом тура), а не комиссионером, она не может быть учтена последним в расходах. Также расходами признаются средства, удержанные железнодорожными и авиаперевозчиками при возврате билетов.

Общие принципы бухучета

Бухгалтерский учет в туристическом агентстве должен вестись в соответствии с нормативными требованиями, изложенными в НК РФ, ПБУ и других нормативно-правовых актах. Обязательным является подтверждение всех без исключения финансово-хозяйственных операций первичными документами. Бухгалтерская первичка оформляется надлежащим образом. Особое внимание бухгалтерам туристических агентств рекомендуется обращать на обязательные реквизиты документов. Ошибки в них могут привести к невозможности учета доходов, расходов, искажению налогооблагаемой базы, появлению налоговой переплаты или недоимки.

Бухгалтерский учет туристического агентства должен быть полноценным, систематическим, непрерывным. Его ведение может осуществляться штатными специалистами или аутсорсинговой компанией. В последнем случае турагентство получает возможность значительно снизить зарплатные расходы, оптимизировать расходы на аренду за счет более продуктивного использования доступной площади. Кроме того, снижается риск допущения типичных и специфических учетных ошибок.

Отчетность турагентства

Бухгалтерская и налоговая отчетность туристического агентства во многом определяется применяемым режимом налогообложения. Упрощенцы отчитываются по основному и зарплатным налогам. Следует отметить, что при содержании штата сотрудников компания исполняет обязательства не только налогоплательщика, но и налогового агента.

Турагентствам-работодателям следует уделять должное внимание формированию отчетности для ПФР и соблюдению сроков, порядка ее сдачи. Нарушения чреваты штрафами и ухудшением репутации налогоплательщика.

Сдавать отчетность туристическим агентствам рекомендуется по телекоммуникационным каналам связи. Формирование деклараций рекомендуется доверять специалистам. Если компания передает бухгалтерский учет на аутсорсинг, заказывает комплексное сопровождение (абонентское обслуживание), все заботы по формированию отчетности, проверке данных, сдаче документов в контролирующие структуры берет на себя исполнитель.

Пошаговая инструкция как отрыть турагентство

Во-первых, нужно определиться с организационно-правовой формой деятельности. В отличие от туроператорской деятельности, которую могут осуществлять только юридические лица, турагентскую деятельность могут вести как организации, так и индивидуальные предприниматели. Наиболее подходящими формами для турагентской деятельности будут ИП или ООО. Мы рекомендуем вам выбрать ООО, так как фирма будет выглядеть более солидно в глазах клиентах в отличии от ИП. Вместе с тем, у каждой из этих форм есть свои достоинства и недостатки, с которыми вы можете ознакомиться в специальной статье на нашем сайте: «ИП или ООО: что лучше?».

Во-вторых, нужно пройти процедуру регистрации.

Процедура регистрации ИП проще и дешевле. Для этого вам понадобится:

  • подать заявление по форме Р21001
  • заплатить госпошлину 800 руб.

Не забудьте взять с собой паспорт с ксерокопией всех заполненных страниц и свидетельство ИНН, если оно имеется. Обратите внимание, что доступна регистрация ИП через интернет.

Для регистрации ООО потребуется:

  • заявление по форме Р11001
  • госпошлина за регистрацию ООО — 4000 руб.
  • пакет документов для регистрации (устав ООО, решение о создании ООО, документы на юридический адрес, иные документы по мере необходимости).

В заявлениях на регистрацию нужно будет указать коды ОКВЭД осуществляемой предпринимательской деятельности. При этом для одного кода должно быть указано не менее 4-х первых цифр. Коды ОКВЭД, подходящие для турагентской деятельности — «63.30 Деятельность туристических агентств». Это код следует указать, если заявление на регистрацию подается до 01.01.2016. С 2016 года будет применяться новый классификатор — ОКВЭД ОК 029-2014. Там деятельность туристических агентств классифицирована по коду 79.11.

Третье — выбор налогового режима. Платить налоги в режиме ОСНО — не самый лучший вариант для туристической фирмы или ИП. Мы рекомендуем вам перейти на УСН. Чтобы применять УСН с момента регистрации заявление о переходе на УСН можно подать сразу при регистрации либо не позднее 30 дней с момента регистрации. Просчитать выгодность того или иного режима и сравнить их, можно с помощью калькулятора на сайте ФНС. О том, как это сделать смотрите в следующем видео.

На УСН нужно будет платить единый налог по ставке 6 % с дохода (комиссионного вознаграждения турагента за проданные туры) либо по ставке от 5 до 15 % с дохода за вычетом расходов. Какой вариант (первый или второй) вам более выгоден зависит от доли расходов в вашем бизнесе. Если доля расходов составляет менее 60 % от объема доходов, то лучше вариант УСН — доходы (ставка 6 % с доходов).

Обратите внимание, что в 2016 году размеры ставок УСН с объектом доходы также могут меняться в сторону уменьшения. Решение об этом принимают региональные власти. Подробнее об этом читайте в следующей статье.

О том, как узнать какие налоговые ставки УСН действуют в вашем регионе, показано в следующем видео.

Четвертое — что нужно сделать до начала деятельности?

Лицензию на осуществление турагентской деятельности получать не нужно. Это требование отменено с 2007 года. Но до начала осуществления этой деятельности необходимо уведомить Ространснадзор. В противном случае вас могут оштрафовать. Подробнее об этом смотрите специальные статьи на нашем сайте.

Итак, наша пошаговая инструкция как открыть турагентство с нуля готова. Мы постарались ее сделать максимально простой, краткой и доступной, не вдаваясь в излишние подробности. Здесь изложены основные шаги и вопросы, о том, как открыть турфирму, которые необходимо знать каждому, кто решил заняться турагентской деятельностью. Если же у вас возникли какие-то сомнения или вопросы, то вы можете обсудить их в комментариях к этой статье.

Кофе-пауза: а вы пройдете тест на трезвость?

Постановление, устанавливающее правила переноса обязательств туроператоров, было опубликовано только в минувшую пятницу, а к понедельнику, 27 июля, вопросов по нему у рынка накопилось масса. По словам самих юристов, толкований текста может быть множество — пока не появились разъяснения государственных органов. В ожидании этого момента предлагаем вам ознакомиться с мнением коллектива компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры».

Кто может претендовать на досрочные возвраты

Согласно постановлению, «по требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.». Таким образом, досрочный возврат денежных средств предусмотрен для следующих категорий заказчиков:

  • достижение возраста 65 лет;
  • наличие у заказчика инвалидности, подтвержденной в установленном порядке;
  • временная нетрудоспособность заказчика сроком более 2 месяцев подряд;
  • регистрация заказчика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Теперь разберем спорные моменты. Например, как быть, если в трудной жизненной ситуации (ТЖС) находится не заказчик, а турист (не являющийся заказчиком). Допустим внуки купили тур 67-летней бабушке — положен ли по такому договору «досрочный» возврат?

В настоящий момент существует две позиции. Согласно первой (которая, вероятно, будет использоваться частью туроператоров), согласно пункту 6 Постановления, речь идет только о заказчике. Потому, принципиально наличие ТЖС именно у заказчика (а не у туристов) — ведь именно он, а не туристы, оплатили тур. По такой логике досрочный возврат внукам не положен, поскольку они не находятся в ТЖС.

И наоборот, если бабушка 67 лет приобрела тур внукам (работающим и без инвалидности), то «льготный» возврат положен, поскольку бабушка — заказчик с ТЖС, хотя сама она никуда не летит и не собиралась.

Вторая позиция основана на том понятии «заказчика», которое содержится в пункте 1 постановления: «…сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта (далее — заказчик) …». По этой логике основанием для «льготного» возврата денежных средств является наличие обстоятельств ТЖС у любого из туристов. По нашим предварительным данным, позиция некоторых государственных органов и правоприменителей в настоящий момент больше склоняется именно к такому подходу.

До появления разъяснений госорганов или судебной практики на уровне высших судов, толковать закон разные участники рынка будут в своих интересах.

В заявке один турист с ТЖС, а вся заявка на пять человек. Заказчик не имеет ТЖС. Возврат на «льготных основаниях» должен быть осуществлен в размере полной стоимости путевки или только за одного туриста с ТЖС?

Большинство юристов считают, что возврат на льготных основаниях полагается только в сумме на одного туриста с ТЖС, оснований для применения «льгот» к остальной стоимости путевки не имеется.

Важна ли группа инвалидности заказчика для досрочного возврата?

Поскольку в постановлении нет уточнения, основанием для признания наличия у заказчика ТЖС будет наличие у заказчика любой группы инвалидности.

Из Постановления можно заключить, что «льготы» распространяются только на тех, у кого ТЖС «наступила в период действия постановления», то есть инвалидность или регистрация в качестве безработного должны наступить уже после принятия постановления? Или возврат полагается всем заказчикам, вне зависимости от того, когда наступили ТЖС?

Действительно, в постановлении указано: «По требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в пункте 3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31 декабря 2021 г.».

Очевидно, инвалидность не обязательно должна наступить в период действия Постановления. Важно само наличие инвалидности в момент предъявления требования. А вот статус безработного или нетрудоспособного должен появиться уже в период действия Постановления — то есть после 24 июля 2020 года. В противном случае применяется общий порядок возврата, «льготные» сроки не применяются.

Фингарантии

Может ли туроператор переносить обязательства на 2021 год, если фингарантия у компании заканчивается в 2020 году?

По закону туроператор вправе переносить исполнение обязательств на срок действующей фингарантии. Если у туроператора финобеспечение оформлено не до конца 2021 года, а до конца 2020 года, то и согласовываться может тур с датами, выпадающими на текущий год.

Однако никакой ответственности за перенос обязательств на срок за пределами фингарантии в законе мы в настоящий момент не увидели. Потому можно предположить, что операторы будут согласовывать перенос туров и на 2021 год, обещая получить фингарантию на даты тура в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *